Мировые вероучения: определение, статистика, описание

На планете Земля в культурах всех народов есть религиозные воззрения на мир и место человека в нём. Эти воззрения облекались в различные оболочки — вероучения. Различия между этими вероучениями иногда очень сильны, что позволяло на протяжении истории сталкивать между собой разные народы и общества. Однако их объединяет одно — вера в то, что есть нечто большее и более могущественное чем человек в мире — в этом все вероучения едины. Только в начале XX века некоторые люди встали на путь открытого отрицания наличия каких-то Высших сил, на путь открытого атеизма.

Мировые вероучения: определение

Как правильно называть?

Как мы писали в статье «Вера, философия и тысячелетний кризис» о том, что слово «религия» происходит из латинского — religio. Если разобрать это слово морфологически, то

re — это приставка, имеющая два значения:

  1. обратное, противоположное действие, противодействие,
  2. возобновление или повторяемость действия.

ligo — это корень обозначающий связывание, привязывание, соединение, то есть так или иначе — связь чего-то с чем-то или создание таковой связи.

io — суффикс, обозначающий действие.

(http://latinpro.info/latin_grammaticae_prefix.php, http://www.classes.ru/all-latin/dictionary-latin-russian1-term-13096.htm, http://latinsk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2031&Itemid=263).

Таким образом определение религии можно сформулировать так:

Религия — это действия по возобновлению связи, соединения.

Вопрос состоит в том — возобновление связи кого с кем или с чем? И на это многие религиозные конфессии отвечают практически одинаково — с Высшими силами или Богом. Однако разночтения в том, каким именно образом необходимо воссоздавать связь, породили множество учений об этом — как принято говорить — религий. В русском языке явление именуемое религией обозначают словом «вера», которое несёт в себе корень «вер», входящий в такие слова как верование, доверие, верность, верить.

В словаре Даля Вера определяется как:

  1. [ жен. род ] уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных;
  2. верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом;
  3. совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство.
  4. Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание;
  5. стар. клятва, присяга.

Отличие русского и западного религиозного сознания состоит в том, что на Западе восстанавливают связь с Высшими силами, а у нас — задаются этическим по своему существу вопросом признания данных Свыше истин. На Западе решают вопрос о том, верить в Бога или нет, но не вопрос как научиться доверять Всевышней надмирной реальности (Богу), как измениться внутренне, чтобы принять Его нравы, как свои (для сравнения своей нравственности с нравами Всевышнего у нас есть встроенная в психику компонента — совесть), хотя именно этот этический вопрос имеет под собой глубокую психологическую подоплёку.

В мировоззрении любого человека есть области, отражающие окружающее Бытие, достоверных знаний о которых у человека нет и ему приходится принимать что-то на веру. Так детям приходится принимать на веру многое из того, что говорят родители о мире, да и взрослым также часто приходится принимать на веру многое из накопленного человечеством. Ведь в противном случае тем, кто считает, что ничего не принимает на веру, а руководствуется исключительно достоверным знанием пришлось бы воспроизвести с нуля все достижения культуры, что никому не под силу. Поэтому вера — неотъемлемое свойство психики, с которым связаны философские воззрения на жизнь.

Поэтому распространённые системы взглядов о природе и законах Высших сил неправильно называть религиями, поскольку религия — это процесс восстановления связи с Богом, а не сборник некоторых мнений о нём, различающихся у разных народов и общностей. По русски правильнее называть такие системы взглядов — вероучениями, а не религиями, поскольку вероучение — это учение о том во что следует верить, а в большинстве случаев — какой информации, освящённой авторитетом традиций и пышностью ритуалов той или иной церкви, необходимо слепо доверять, отдавая себя во «служение» той или иной церкви. Так что слово «вероучение» лучше отражает суть явления. Сделав эту оговорку продолжим нашу справку.

Основные признаки вероучения

Любое вероучение всегда предполагает следующие компоненты:

  • Мировоззрение характерное для этого вероучения и транслируемое в общество, которое выражается в виде образов в психике людей, представлений о том, что хорошо, что плохо, комплекса допустимых настроений, в которых может пребывать человек, разрешённых и запрещённых чувств, переживаний и эмоций, определённых привычек и традиций, как уровня семьи, так и всего общества. Причём в толпо-«элитарных» обществах всегда есть разница между мировоззрением транслируемом в толпу и мировоззрением присущим верхушке иерархии в том или ином вероучении. То есть вероучениям толпо-«элитаризма» присуще наличие эзотерической (от греческого «внутренний») и экзотерической (от греческого «внешний») частей учений.
  • Догматы. В зависимости от типа философии, развиваемой приверженцами вероучения: цитатно-догматической или методологической, отношение к постулатам учения может быть разным. При цитатно-догматическом подходе к философии, развиваемой вероучением, догматы учения не подлежат обсуждению и должны приниматься адептами учения как истинные без каких-либо сомнений и рассуждений. При методологическом подходе любые постулаты могут быть пересмотрены в соответствии с практикой, как критерием истины.
  • Действия (культовые и внекультовые). Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие вероучению пытаются установить связь со сверхъестественными силами. Это обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения и прочие мероприятия, направленные на то, чтобы создать определённые настроения, способствующие транслированию мировоззрения, характерного для вероучения (в толпо-«элитарных» обществах — это средства зомбирования психики). Внекультовая деятельность может быть духовной и практической. К духовной относятся самосозерцание, различные виды медитации, откровений, выработка идей, лежащих в русле вероучения, сочинение текстов. Практическую сторону внекультовой деятельности составляют всевозможные действия, направленные на распространение и защиту своего вероучения.
  • Организации, называемые сегодня во множестве законов «религиозными организациями», хотя вернее их назвать «вероучительными организациями». Такие организации — это форма возможного упорядочивания совместной деятельности верующих вероучению, первичным организационным звеном которой является группа или община, генерирующая то или иное вероучение. В толпо-«элитарных» обществах вероучительная организация выражает себя в сколь угодно разветвлённой иерархии, вступать с которой в споры по основным догматам учения категорически запрещено. Высшей формой вероучительной организации является Церковь.
  • Воздействие на личностную культуру познания. Угнетение личностной культуры познания характерно для вероучений толпо-«элитарных» обществ, опирающихся на догматы, не подлежащие обсуждению. В них нет и не может быть места формированию личностной культуры освоения нового знания (нет метода освоения) и осмысленного отношения к Жизни по совести. Залогом формирования такой личностной культуры освоения нового знания является развитие методологического подхода к философии и отсутствие разделения учения на учение для толпы и учение для избранных — посвящённых иерархов.

К сожалению, наиболее распространённые и многочисленные исторически сложившиеся конфессии предстают как вероучения, отсекающие верующего вероучениям от Бога, подменяющие живую религию — процесс выстраивания доверительного диалога человека и Бога по жизни — обрядоверием и догматизмом. Они давно заняли в обществах господствующее положение и потому стали всем привычными атрибутами традиционной толпо-«элитарной» культуры. А те объединения людей, которые традиционные конфессии именуют «сектами», — в своём большинстве несут те же качества воспроизводства толпо-«элитаризма» и просто не успели обрести легитимность в культуре общества.

Однако каждая конфессия в своей истории имеет примеры сподвижников, призывавших в разное время очистить вероучения от рецидивов толпо-«элитаризма» таких как: цитатно-догматический подход к философии и жизни, деление информации на ту, что предназначена для толпы и ту, что уготована для «элиты», избранных посвящённых, оцениванию человеческого достоинства через место в той или иной иерархии должностей, низведение людей до животного состояния или зомбирования посредством разнообразной ритуальщины с целью их дальнейшей эксплуатации и прочее. В этом процессе реформации разница между вероучениями со временем сойдёт на нет, поскольку мы все живёт в едином и целостном мире и тогда миру предстанет единое вероучение Жизни.

Мировые вероучения: статистика


Существовало и ныне существует много различных вероучений. Эта часть посвящена статистике вероучений мира.

Их разделяют по вере во множество богов — политеизм, и по вере в одного бога — монотеизм. Различаются также племенные вероучения, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые вероучения, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих.

Мировое вероучение — это верование, которое получило широкое распространение на определённой территории или среди определённой социальной общности, в различных странах мира и на разных континентах. В мире существуют определённые, чёткие критерии, по которым можно отнести то или иное вероучение к мировым.

Эти стандарты были предложены ЮНЕСКО:

  • объединение крупной общности людей;
  • наличие последователей во многих странах и среди различных народов.

По этим критериям выделяют три основных мировых вероучения: буддизм, ислам, христианство. Два из них (христианство и ислам) относят к так называемым авраамическим вероучениям. Буддизм является скорее философией, чем вероучением, хотя следует понимать, что каждое вероучение, выступая в некотором смысле «камертоном моральных установок» общества, является философией.

Классификация вероучений

В связи с многообразием вероучений встаёт проблема их классификации. В этом вопросе выделяют несколько подходов, ни один из которых не является общепризнанным. Вот некоторые из них.

Географический подход

Учитываются реальные исторические и генетические связи между религиями.

Выделяют:

Государственно-правовой подход

По правовому статусу выделяют:

  • вероучения, которые поддерживаются государством,
  • вероучения, которые не поддерживаются государством,
  • вероучения, к которым государство относится нейтрально.

По государственному статусу существуют религии, имеющие статус государственных, и религии, статус которых не закреплен государственными документами.

Статистический подход

Здесь в качестве основания классификации берутся эмпирически фиксируемые данные — количество верующих, их удельный вес в общей численности населения, возрастной и половой состав, географическая распространённость религии (см. таблицу).

Религия
Численность адептов, млн
Важнейшие регион и страна распространения
Христианство: 2,215
Католицизм 1,170 Латинская Америка, США, Франция. Италия, Филиппины, Испания, КНР, Индия, Польша
Протестантизм 600 США, Северная Европа, ФРГ, Тропическая Африка, Канада, Австралия, Индия, Индонезия
Православие и восточное христианство 292 Россия, Украина, Румыния, Греция, Сербия, Болгария, США, Эфиопия, Индия
Афрохристианство 80 Демократическая Республика Конго, Бразилия, Гаити, ЮАР, Куба
Англиканство 73 Великобритания, Нигерия, США, ЮАР, Канада, Австралия
Ислам 1571
Сунниты 1370 Ближний Восток, Северная Африка, Южная Азия. Индонезия
Шииты 201 Иран, Ирак, Азербайджан, Индия, Пакистан
Индуизм 1020
Вайшнавизм 730 Индия, Шри-Ланка, Непал, Бангладеш. США. Великобритания, Канада, Южная Африка, Малайзия, Фиджи, Маврикий
Шиваизм 260 Индия, Шри-Ланка, Непал, Бангладеш, США, Великобритания, Канада, Южная Африка, Малайзия, Фиджи, Маврикий
Неоиндуизм 20 Индия
Вирашайвизм (лингаята) 10 Индия (штат Карнатака)
Китайская народная религия (Сань- цзяо) 394 КНР, Юго-Восточная Азия
Буддизм 376 Индокитай, Шри-Ланка, Китай, Монголия, Япония, Россия, Индия. Корея, США
Махаяна 226 Корея, Китай. Вьетнам, Япония, США
Тхеравада 122 Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Шри-Ланка
Ваджраяна (тибето-монгольский буддизм) 20 Монголия, Россия, КНР (Тибет), Бутан, Непал
Необуддизм 8 Индия (штат Махараштра)
Сикхизм 23 Индия, Пакистан, США, Канада, Великобритания
Даосизм 21 Китай, Тайвань
Иудаизм 14 США. Израиль, Россия и СНГ, Европа
Синтоизм 14 Япония
Бахаизм 7 Иран, Индия, США, Израиль
Конфуцианство 5.1 Республика Корея
Джайнизм 4.2 Индия
Кодаизм 4 Вьетнам
Зороастризм 2.6 США, Великобритания, Индия, Иран, Пакистан

http://tchaikovsky2009.narod.ru/mir/klass.htm

По статистическим данным 2012 года по религиозному признаку население исповедует следующие формы религии:

  • христиане (православие, католицизм, протестантизм) — верующих 2,31 млрд. человек (33 % населения в мире)
  • мусульмане — верующих 1,58 млрд (23 % населения в мире)
  • индуизм — верующих 0,95 млрд (14 % населения в мире)
  • буддизм — верующих 0,47 млрд (6,7 % населения в мире)
  • традиционные китайские религии — верующих 0,46 млрд (6,6 % населения в мире)
  • сикхи — верующих 24 млн (0,3 % населения в мире)
  • иудеи — верующих 15 млн (0,2 % населения в мире)
  • язычество и приверженцы местных верований — около 0,27 млрд (3,9 % населения в мире)
  • не религиозные — около 0,66 млрд (9,4 % населения в мире)
  • атеисты — около 0,14 млрд (2 % населения в мире).

Однако статистический подход таит в себе одну существенную проблему — необходимость выбрать критерии определения своей религиозной принадлежности. Известно, что от формы опроса и вариантов ответов зависит то, какую статистику мы получим. Сравним данные опросов по Российской Федерации.

Общее число верующих в России

В России сегодня не существует официальной статистики членства в вероучительных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их конфессиональной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы.

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (2007 год), верующими в Бога себя называют 47 % респондентов. Из них почти половина никогда не открывали Библии, лишь 10 % регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям:

  • Православие — 75 %
  • Ислам — 5 %
  • Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1 %
  • Другие конфессии — около 1 %
  • Неверующие — 8 %

Кроме того, 3 % респондентов высказали мнение о том, что являются верующими, но не причисляют себя к какой-либо конкретной конфессии. В то же время религиозные обряды соблюдают лишь 66 % россиян, и то только по праздникам или эпизодически. Для сравнения: все ритуалы своей религии, согласно опросу 2010 года, соблюдали 22 % всех верующих (независимо от конфессиональной принадлежности).

Опрос «Левада-центра», проведённый в декабре 2012 г. среди 1600 человек из 45 регионов, показал, что с 2009 по 2012 г. доля православных в России уменьшилась на 6%, с 80 до 74%, а доля мусульман выросла на 3%, с 4 до 7%. Число не относящих себя ни к какому вероисповеданию за три года выросло с 8 до 10%, а атеистов стало меньше: с 6 до 5% (http://www.vedomosti.ru/politics/news/7978841/opros_is_ran).

Во время опроса фонда «Общественное мнение» проведённый в 2013 году на вопрос: «Считаете ли вы себя верующим человеком? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) себя относите?» ответы распределились следующим образом: не считаю себя верующим человеком — 25%, 64% отнесли себя к Православию, 1% к другим христианским конфессиям (католикам, протестантам, униатам, баптистам и др.), 6% заявили, что исповедуют Ислам, 1% — другие религии и 4% затруднились ответить, не смогли назвать определённую конфессию (http://fom.ru/TSennosti/10953).

Опрос фонда «Общественное мнение» и службы «Среда», проведенный в мае 2011 г. среди 1500 жителей 44 регионов, показал, что верующих в стране 82%, атеистов — 13%. Православными христианами себя считали 50% опрошенных, подавляющее большинство из них принадлежит к Русской православной церкви. Респондентов, исповедующих буддизм, иудаизм, католицизм или протестантизм, оказалось крайне мало: их число находится в пределах ошибки выборки. Мусульманами себя назвали 4% респондентов, причем половина из них сунниты. 27% опрошенных назвали себя верующими, но не соотнесли себя с какой-либо религией (http://www.online812.ru/2011/05/04/003/).

Вывод

Как видно, разница в результатах ощутимая. Хотим обратить внимание, что только в последнем опросе есть вариант назваться внеконфессионально верующим, но нет варианта — атеизм. Втором случае формулировки вариантов ответов подразумевают обязательный выбор своей принадлежности к какой либо конфессии, да и сама формулировка вопроса «Считаете ли вы себя верующим человеком? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) себя относите?» — имеет вариант: «Да, считаю верующим. Не отношу к какой бы то ни было конфесии» лишь частично отражена в варианте: «Затрудняюсь ответить, не могу назвать определённую конфессию», который всё равно содержит подталкивание респондента к выбору конфессии.

Можно сделать вывод, что статистический подход к оценке распространения вероучений сильно зависит о формулировок как вопросов, так и вариантов ответов проводящихся социологами опросов.

Мировые вероучения: описание вероучений


В этой части мы опишем как сами главные мировые вероучения, так и в особенности те проблемы, которые в каждом из них наличествуют.

Христианство

Наиболее распространенная и одно из самых развитых вероучений мира — христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее — восточной провинции Римской империи.


Если читать Библию по совести, при этом памятуя о событиях, известных из иных источников, о которых не вспоминают отцы церквей в своих проповедях и толкованиях, и о которых молчат библейские тексты, то можно увидеть, как последовательно сменили одно другое четыре учения, несущие различный смысл, но вопреки этому одинаково именуемые «христианством»:

  • Благая весть, которую Иисус распространял лично, пребывая во плоти среди людей. Это хронологически период до ареста его в Гефсиманском саду.
  • Учение апостолов. Как явствует из Деяний апостолов, преисполненность их Духом Святым была очевидна и для них самих, и для общавшихся с ними людей, многие из которых именно по этой причине и приняли их учение и сами содействовали апостолам в его дальнейшем распространении, сами обретая дар Божий — Духа Святого.
  • Учения поместных (т.е. региональных) церквей на основе рукописей апостолов и их сподвижников в период становления канона Нового Завета — после ухода апостолов в мир иной до Никейского собора (325 г. по традиционной хронологии).
  • «Христианство» после-Никейских церквей на основе канона Библии (установлен в 419 г. Карфагенским собором и после него существует, с некоторыми разночтениями в разных церквах), писаний отцов церкви и их полемики со внутрихристианскими «ересями» и кое-какими иноверцами.

Сказанное — исторически неоспоримо и знаменуется каноном текстов Нового Завета: как на церковнославянском, так и на современном русском языках. В состав Нового Завета входят тексты под заглавиями «Святое благовествование от Матфея», «… от Марка», «… от Луки» и «… от Иоанна». Но нет текста, прямо озаглавленного «Благовествование от Иисуса Христа»: то есть Благая весть Христа в его ясном изложении во всей полноте её — христианскими церквями утрачена.

И когда некоторые библеисты высказывают мысль о существовании в прошлом некоего «протоевангелия», ныне утраченного, то должно признать, что единственное «протоевангелие» — Живое Слово самого Христа — Евангелие Христа, Благая весть Христа. Она рассыпана фрагментами по всему тексту Нового Завета, являющемуся произведением только учеников Христа и их последователей, выражающим их своеобразное понимание того, что они ВИДЕЛИ, СЛЫШАЛИ и ПОНЯЛИ. Новый Завет — не Благая весть Христа в её изначальном чистом виде, а вторичное учение, обладающее свойствами ЭХО; кроме того, это не свободное горное эхо, а подцензурное эхо (даже если только оценивать работу церкви с каноном), о подцензурности которого задумываются крайне редко.

Тексты Нового Завета породили искажающие первоначальный смысл Откровений вторичные толкования, которые вместе с ними и остатками предшествующих верований на протяжении столетий в значительной степени определяли пути развития культуры, стиль жизни и логику социального поведения. Cпустя почти три века после проповеди Христа состоялся Никейский собор, фактически завершивший собой период цензуры, редактирования и канонизации Христова учения.

Устранение из Символа веры речей самого Христа не может не иметь религиозных и внутриобщественных последствий для обществ, чья духовная и вся прочая культура выросла из Никейской догматики. Символ веры, хотя и существует вместе с каноном Новозаветных писаний, не отрицающим прямо Благовестие Христово, тем не менее не столь безобиден, как может многим показаться. Вследствие извращённости вероучений утрачивается единство эмоционального и смыслового строя души следующего им человека, а подмена преданиями старцев смысла Откровений порождает религиозное безбожие, идеалистический атеизм, в котором: «Все церкви мира — лишь хранители былых Заветов и канонов. От их померкнувших обителей Творящий Логос отошёл…» Это — множественное общественное явление, описываемое словами Евангелий:

Горе вам, законникам, что вы взяли ключи разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали

— Лука, 11:52;

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете

— Матфей, 23:13.

Конфликт веры и разума, церквей и науки — следствие повреждения в уме и повреждения в вере, порождение сатанизма. Поскольку всё знание во Вселенной — от Бога, то истинная религия и истинная наука не могут быть в конфликте о чём мы писали в статье «Вера, философия и тысячелетний кризис», но конфликты для толпо-«элитарных» вероучений — норма.

В 1054 г. произошёл главный раскол христианской церкви на Восточную (православную с центром в Константинополе (ныне Стамбул) и Западную (католическую) с центром в Ватикане. Наиболее прочные позиции христианство сохраняет в странах Европы, Америке и Австралии.

Православие утвердилось в основном среди народов Восточной Европы и Ближнего Востока. Наибольшее число приверженцев православия — великороссы, украинцы, белорусы, греки, румыны, сербы, македонцы, молдаване, грузины, карелы, коми, народы Поволжья (мари, мордва, удмурты, чуваши). Очаги православия существуют в США, Канаде, ряде стран Западной Европы. Православие также пережило несколько расколов.

Католицизм же распространён в Северной и Южной Америке. К католикам принадлежат итальянцы, испанцы, португальцы, часть французов, большая часть бельгийцев, часть австрийцев и немцев (южные земли ФРГ), поляки, литовцы, хорваты, словенцы, большая часть венгров, ирландцы, некоторая часть украинцев (в виде униатства или греко-католичества). Крупным очагом католицизма в Азии являются Филиппины (влияние испанской колонизации). Много католиков в странах Африки, Австралии, Океании.

Иудаизм


Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более чем 3000 лет. История иудаизма делится на следующие большие периоды развития:

  • «библейский» иудаизм (XX в. до н. э. — VI в. до н. э.),
  • Иудаизм Второго храма (VI в. до н. э. — II в. н. э.),
  • Талмудический иудаизм (II в. н. э. — XVIII в н. э.),
  • современный иудаизм (с 1750 г. по настоящее время).

В современном русском языке существует разделение понятий «еврей» и «иудей», обозначающих соответственно генетическую принадлежность к семитским племенам евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущее начало из греческого языка и культуры. Иудаизм — одна из старейших монотеистических религий, и самая древняя из существующих по настоящее время.

В Коране провозглашается догмат единобожия, аналогичный догмату иудаизма, а Моисей — Муса в Коране — назван в числе пророков Бога Истинного; также признаётся многократно и факт избрания Богом сынов Израиля для исполнения некой миссии. Зная это, можно было бы ожидать, что носители иудаизма и стремящиеся к Исламу на основе Корана мусульмане должны были бы мирно сосуществовать на протяжении всей истории; тем не менее мира между ними нет.

Если не мелкие местечковые раввины, то раввины-лидеры обязаны знать не только иудейские писания, но обязаны знать и понимать иные вероучения и, в частности, кораническую оценку их деятельности в истории:

Те, кому было дано нести Тору, а они её не понесли, подобны ослу, который несёт книги. Скверно подобие людей, которые считали ложью знамения Бога! Бог не ведёт людей неправедных!

— Коран, 62:5.

Но мнения их по существу этого утверждения либо не существуют, либо не выходят из узкого круга и не известны большинству людей.

Из всех авраамических вероучений иудаизм выделяется доктриной богоизбранности Израиля, то есть доктриной, провозглашающей особую роль в судьбах Земли некоторым образом признаваемых потомками библейского патриарха Иакова-Израиля и прозелитов (введённых в иудейское вероисповедание иноплеменников, подчас целых народов).

Мартин Бубер, еврей, автор книг «Вера иудаизма», «Еврейский гуманизм», «Израиль и Мир» пишет:

Избранность означает не чувство превосходства, а осознание судьбы. Это чувство возникает не из сравнения с другими, а из предвидения ответственности за выполнение задач, о которых постоянно напоминают пророки: “Если вы похваляетесь тем, что являетесь избранными, вместо того, чтобы жить в послушании Богу — это преступление”

— Цитировано по кн. Роже Гароди «Досье государства Израиль».

Вряд ли кто-то будет возражать против того, что высказанное М.Бубером утверждение — призыв к Исламу (если понимать под исламом стремление жить по совести в ладу с Промыслом Бога). Расхождения во взглядах начинаются после ответов по существу на вопросы:

  • С какой целью Бог избрал в древности социальную группу, трансформировавшуюся в современное нам еврейство?
  • Какую миссию в истории человечества Вседержитель на неё возлагал изначально?
  • К каким целям исторически реально уклонилась эта социальная группа?
  • Насколько её исторически реальная роль отлична от предложенных ей Свыше идеалов в её миссии?

В Коране осуждается ложь, возникшая по отсебятине и злобности иудеев, доктрина ростовщического паразитизма (62:67, 49:11 и др. места).

Не давай в роcт брату твоему (по контексту единоплеменнику-иудею.) ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; иноземцу (т.е. не-иудею.) отдавай в рост, чтобы господь бог твой благословил тебя во всём, что делается руками твоими на земле, в которую ты идёшь, чтобы владеть ею.

— Второзаконие, 23:19, 20.

И будешь господствовать над многими народами, а они над тобой господствовать не будут

— Второзаконие, 28:12.

Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои и цари их будут служить тебе; ибо во гневе моём я поражал тебя, но в благоволении моём буду милостив к тебе. И будут отверзты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы было приносимо к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся.

— Исаия, 60:10 — 12.

Провозглашается равенство перед Богом Истинным всех верующих Ему вне зависимости от вероустава и обрядности, в которой религиозность находит своё выражение, и соответственно — равенство всех народов (10:48, 5:70, 22:35 и др.).

Раввинат многократно обвиняется в цензуре, редактировании и извращении смысла Откровений (2:39, 2:56, 3:65 и др.), обвиняется в клевете на пророков и их убийстве (3:20, 6:34, 23:46, 2:81 и др.) и сообщается о проклятии Богом тех из иудеев (5:16 и др.), кто совершает запретное и злобствует, не внемля многократным напоминаниям о не исполненной ими миссии: нести Тору в её истинном, Богом данном виде всем народам, которые исповедовали многобожие и идолопоклонство.

При этом дополнительно оговаривается, что истинный завет с Авраамом распространяется и на его потомков, но «не объемлет Мой завет неправедных» — Коран, 2:118. Однако, вопреки исполнению возложенной Богом миссии, хозяева раввината попытались на основе факта Откровения Моисею построить систему расово-«элитарного» господства над людьми помимо Бога, социологическая доктрина котороый выражена выше.

Не дано Богом человеку, чтобы Бог даровал ему писание, и мудрость, и пророчество, а потом он сказал бы людям: “Будьте рабами мне, вместо Бога, но будьте раввинами за то, что вы учите писанию, и за то, что вы изучаете”

— Коран, 3:73.

Ислам


Самое молодое из мировых вероучений — ислам, возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек. Основатель Мухаммед, историческая личность, родился в 570 г. в г. Мекке.

Ислам — культура, описанная последний раз в Коране. В современном русском языке слову «ислам» арабского языка однословного эквивалента нет. Арабское слово «ислам» означает не поклонение молитвенному коврику под чтение Корана, а осознанное приведение человеком своей личной осмысленной, целесообразной воли в единство с Божьим Промыслом.

Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманского вероучения. Священная книга мусульман — Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. Сам он, как и Иисус, ничего не писал, а только проповедовал.

В Коране утверждается, что нет содержательных различий, а тем более взаимных отрицаний, в тех учениях о жизни людей на Земле, которые были даны в Откровениях Свыше: Адаму, Ною, Аврааму, Моисею, Иисусу, Мухаммаду и многим другим известным и забытым людьми Посланникам Божиим. Различия, которые существуют в исторически реальных иудаизме, христианстве, исламе, в их ветвях и сектах, проистекают не из различного смысла Откровений, лёгших в их основу, а являются либо формальными, извне видимыми различиями в обрядности, либо проистекают из человеческой отсебятины, извратившей изначально общий им всем смысл Откровений.

Скажи: «Мы уверовали в Бога и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано было Аврааму, и Исмаилу, и Исаку, и Иакову и коленам израильским, и в то, что было даровано Моисею и Иисусу, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Богу мы предаёмся». Кто же ищет не ислама, как религии, от того не будет принято (объяснение в Судный день: по контексту), и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток

— Сура 3:78, 79 (А также 2:130, 3:93—105, 4:161,41:43; в переводе И.Ю.Крачковского).

Ислам родился как сила, противостоящая библейской экспансии. Но со временем исторически реальный ислам перестал быть эффективной защитой от неё, поскольку в момент его зарождения арабский мир стоял на относительно низкой ступени развития — ещё не сложилось жречество, обеспечивающее устойчивость концептуальной власти при смене поколений. Это привело к тому, что по мере догматизации Корана и его толкований иудо-христианский идеологический комплекс приспособился к исламу и начал употреблять его ошибки в целях расширения экспансии. Однако при всём этом в действии антикораническая стратегия, целью которой служит эксалация конфликта между Западом и Исламским миром для последующего приравнивания Корана к Майн Кампфу и запрету его распространения, поскольку в Коране есть два очень значимых момента:

  • содержится прямой запрет на ростовщичество, являющееся основной нынешней западной цивилизации и её кредитно-финансовой системы:
  • Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это — за то, что они говорили: «Ведь торговля — то же, что рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил рост. К кому приходит увещание от его Господа и он удержится, тому (прощено), что предшествовало: дело его принадлежит Аллаху; а кто повторит, те — обитатели огня, они в нем вечно пребывают!

    — 2:276(275).

  • опровержение казни Иисуса, ставящая под сомнение весь символ веры, принятый после Никейского собора:
  • Они не убили его (Иисуса) и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, — в сомнении о нём; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением (в переводе Саблукова: «они водятся только мнением»). Они не убили его, — наверное (Саблуков: «это верно известно»), нет, Бог вознёс его к Себе: ведь Бог могущественен (Крачковский: «велик»), мудр! И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него прежде своей смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них!

    — 4:156, 157.

Исторически сложившийся традиционный ислам в качестве идейной основы проекта глобального цивилизационного строительства не подойдёт вследствие того, что для подавляющего большинства мусульман главное — не осмысленная жизнь на основе религиозного чувства, каким ислам был для Мухаммада и других истинных мусульман, а ритуал и воспроизводство традиции. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба, которую впоследствии приспособили для своих нужд иерархи мусульманского вероучения.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна — сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман, которые иногда весьма далеки от Коранического Ислама.

Распространение такого «ислама» в любой из его ветвей не может стать глобальным проектом разрешения кризиса развития нынешней цивилизации человечества потому, что другие тоже живут большей частью воспроизводством своих традиций и не видят причин для того, чтобы от них отказываться. А тем, в ком живо религиозное чувство и кто старается жить осмысленно на его основе, для того, чтобы войти в эту традицию, надо заглушить в себе: волю, разум, религиозное чувство — ни один человек на это не пойдёт. И более того, Коран этого от человека не только не требует, но обязывает человека к тому, чтобы он не поддался такого рода требованиям и принуждению.

Наиболее тяжкими грехами у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность. Запрещено изображать человека и животных, поэтому культовое помещение мусульман — мечети — украшаются только орнаментом. В исламе нет чёткого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Во второй половине VII века зародившийся ислам был поделён (кем и для чего?) на две ветви: суннизм и шиизм. Сунниты составляют около 80% мусульман. Шиизм преобладает в Иране и Южном Ираке. В Бахрейне, Йемене, Азербайджане и нагорном Таджикистане половина населения — шииты.

Суннизм и шиизм дали ряд сект. Из суннизма вышел ваххабизм, господствующий в Саудовской Аравии. Всё это также говорит о заложенных противоречиях, имеющих следствием конфликты и разобщение людей.

Буддизм

Одним из самых древних мировых верочений является буддизм, который возник в середине I тыс. до н. э. в Индии. После более чем 15 веков господства в Индии буддизм уступил место индуизму. Однако буддизм широко распространился по странам Юго-Восточной Азии, проник в Шри-Ланку, Китай, Корею, Японию, Тибет, Монголию. Число приверженцев буддизма оценивается приблизительно в 500 млн. чел. Основатель — Сиддхартха Гаутама Шакъямуни, названный народом — Будда, что означает Просветлённый, был родом из княжеской семьи.

Он жил в роскоши и до 29 лет не выходил за территорию дворца. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. В 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым.

Основная идея буддизма — 4 благородные истины: жизнь есть страдание; причина страдания — желания и страсти людей; можно избавиться от страданий; есть путь избавления от страданий.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несёт жизнь.

Во многом в буддизме выражена некоторая методологическая философия:

Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему.

Однако и исторически сложившийся буддизм подпадает под определение вероучения топло-«элитарного» общества, что подтверждается внутренней конфликтностью.

В начале первого тысячелетия буддизм распался на две крупнейшие ветви. Первая из них — тхеравада, или хинаяна, — требует от верующих обязательного прохождения монашества. Её приверженцы — тхеравадины — проживают в Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде (около 90% населения этих стран), а также в Шри-Ланке (около 60%).

Другая ветвь буддизма — махаяна — допускает, что спастись могут и миряне. Последователи махаяны сосредоточены в Китае (в том числе в Тибете), Японии, Корее, Непале. Некоторое число буддистов имеется в Пакистане, Индии, а также среди китайских и японских иммигрантов в Северной и Южной Америке.

Взаимоотношение светской власти в государстве и вероучений. Государственное вероучение

Взаимоотношение вероучений и светской власти в любом государстве регулируется Конституцией, законами страны, принятыми депутатами парламента и традициями населения. Наиболее сильные позиции вероучение занимает в странах, где оно признано государственным. Это:

  • в католических странах — в Европе — Ватикан, Мальта, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако, Швейцария (ряд кантонов), в Америке — Аргентина, Коста-Рика, Доминиканская Республика;
  • в православных государствах — в Греции, Грузии, Финляндии, Македонии;
  • в протестантских государствах (англиканство) — это Англия в составе Великобритании, в то время, как Северная Ирландия и Уэльс не имеют государственной церкви;
  • в протестантских государствах (лютеранство) — Дания, Норвегия, Швеция, Ирландия, Шотландия в составе Великобритании;
  • иудаизм — Израиль;
  • ислам (сунниты) — Афганистан, Египет, Тунис, Судан, Палестина, Алжир, Бруней, Катар, Йемен, Иордания, Бахрейн, Бангладеш, Мавритания, Пакистан, Малайзия, Саудовская Аравия, Мальдивы, Сомали, Марокко, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты);
  • ислам (шииты) — Иран и Ирак;
  • буддизм — Таиланд, Камбоджа, Бутан, Лаос.

Вероучения в России


Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует:

свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает:

равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

Вероисповедные и национальные ограничения, которые были законодательно закреплены в законах Российской империи, были отменены Временным правительством 20 марта 1917 года.

В России отсутствует специальный федеральный государственный орган, призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями, каковым в СССР был Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам и буддизм.

Многообразие вероисповеданий стало одной из исторических особенностей Русской цивилизации, территорию которой населяли сотни народов. Каждое столетие привносило в духовную жизнь страны новые вероучения. Причём следует отметить, что Россия, в отличие от того же Евросоюза имеет более чем пятисотлетний (500) опыт строительства мультикультурного, а вернее сказать — многонационального и многоконфессионального общества. В современной России сосуществуют уже около 70 конфессий. Проблема веротерпимости — терпимого отношения к тому или иному вероучению, допущения государством свободы вероисповедания — стала императивом современности и в обозримом будущем Россия станет одной из главных площадок обсуждения богословской тематики, выстраивания взаимоотношений между различными вероучениями и их реформирования.

Послесловие

Сохранять свои традиции и уважать традиции других народов — главная задача мирового общества. Сегодня участились случаи проявления жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.

Уважать обычаи и традиции других народов — давнее правило морали. Необходимость знать обычаи других народов особенно актуальна ныне, когда в больших городах представители разных народов живут даже не на соседних улицах, а в одном доме, когда оживились международные связи, когда люди стали больше путешествовать, когда информация мгновенно распространяется по миру…

Как известно, нет другого пути к согласию, кроме пути взаимоуважения и терпения. Тем более что за внешними отличиями обычаев разных народов можно заметить немало близкого. Это и не удивительно, поскольку мы все живём в едином и целостном мире, и люди издавна общаясь друг с другом, заимствовали и элементы одежды, и кушанья, и традиции, находя в этом многогранном общении общие для них точки. А Правда, Справедливость, Праведность — имеют большей частью общечеловеческий характер, поэтому мы способны понять друг друга и прийти к единому мнению по многим вопросам наших вероучений, избавить их от рецидивов толпо-«элитаризма».