Открытое письмо деятелям киноискусства

«Кино есть величайшее средство массовой агитации.
Задача — взять это дело в свои руки»

Из речи И.В.Сталина на XIII съезде РКП(б).

Добрый день!

Данное письмо, адресованное Департаменту государственной поддержки кинематографии, Общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации» и режиссерам кинематографа Русской цивилизации, одновременно является публичным, открытым и направлено всем неравнодушным людям. Но прежде всего это письмо адресовано лицам и структурам, непосредственно связанным с киноиндустрией: союзу кинематографистов РФ и режиссёрам индивидуально, которые отвечают за создание фильмов (см. этическая хартия кинематографистов России); Департаменту государственной поддержки кинематографии, который отвечает за продвижение фильма к зрителю (см. положение о Департаменте).

Кино как известно является частью искусства, а искусство – культуры. Под культурой следует понимать всю информацию, не передаваемую в готовом к употреблению виде от поколения к поколению на основе генетического механизма вида «Человек разумный». Если подыскать метафору, то культуру можно уподобить скульптору с неким набором инструментов, а человека, живущего в культуре, статуе, которую культура отёсывает. Иначе говоря, человек воспитывается культурой. Далеко не последнюю роль в этом деле играет современное кино – западное и отечественное.

Кино с момента появления всегда осознавалось как инструмент управления обществом (что подтверждает приведённая цитата Сталина), инструмент пропаганды определённых идеалов, нравственных стандартов, стереотипов, порой чуждых и вредных для развития человека. Если раньше это место занимала книга, то сейчас это место занимают фильмы в силу ряда причин. Перечислим их:

  1. Уйму свободного времени люди сейчас проводят у телевизора, а среди всего прочего просмотренного большую долю занимает просмотр кино взрослыми (а вместе с ними в это дело порой и втягиваются дети), мультфильмов – детьми1.
  2. В отличие от чтения книг при просмотре кино сознание зрителя пассивно воспринимает видеоряд, критическое мышление и воля бездейственны. Это даёт возможность сгружать в психику личности в обход контроля сознания стереотипы отношения к различным явлениям жизни и стереотипы поведения в различных ситуациях без его желания. После загрузки и последующей накачки путём повтора аналогичных отношений и шаблонов поведения в других фильмах, возникает вероятность того, что личность будет в жизни воплощать то, что увидела в фильме. И такой механизм будет работать, пока в обществе у большинства индивидов не будет развита методологическая культура познания и мышления. У многих она извращена благодаря действиям системы всеобщего обязательного образования, СМИ, кино.
  3. В обществе господствует культ получения удовольствия (гедонизм) и жизни ради развлечений (который пропагандирует то же кино), поэтому зритель к кино относится как к фантику от конфетки (спецэффекты, динамика, психологизм, ляпы и т.п.): красивая упаковка – стоящее кино, некрасивая упаковка – отстойное кино. Забывается только содержание.

Поскольку показанное на экране в художественном фильме с неизбежностью (вероятностно предопределённой) перетекает в жизнь, то очень важны вопросы «Что показано в фильмах? какие отношения они формируют? и какие отношения должны формировать?». Должно понять, что на кино в этом плане лежит колоссальная ответственность: на тех, кто создаёт его, и тех, кто курирует. Режиссёры в настоящем – это, действительно, инженеры душ человеческих.

Конечно, каждому предмету, каждому отдельному конкретному явлению соответствует отдельное отношение. Тем не менее, можно выделить ряд общих отношений. О них и пойдёт речь.

Образ народа русской цивилизации. Всем известно, что в этом деле поднаторел западный кинематограф, создавая в своих фильмах отрицательный образ русских2: как правило, это пьющие, беспринципные, эгоистичные и злые люди. Отечественная тусовка стремится ему всячески подражать. Отсюда появляются такие фильмы как: «Ирония судьбы или с лёгким паром», Особенности национальной охоты» − вплоть до «Нашей раши» и «Левиафана». Такие фильмы как «Поддубный» — исключение из правила. Но мы хотим видеть именно такие фильмы, где образ народов русской цивилизации будет положительным, со свойственными ему положительными качествами: щедростью, искренностью, стремлением жить по совести, искать бескорыстно Правду и Добро.

Пропаганда пьянства и табакокурения. Перечисленные фильмы и многие похожие пропагандируют пьянство, создаётся его положительный образ. Это достигается тем, что 1) последствия попойки увлекательны и заканчиваются счастливым концом; 2) выпивают в фильмах так часто, что эта статистика противоречит статистике из реальной жизни3 (создаётся впечатление, что русский народ больше ничего не может делать, кроме как пить); 3) показаны душевные сцены культурного пития под предлогом благовидных традиций. Спаивание народа начинается с того момента, когда в психике у ребёнка появляется положительный образ употребления алкоголя (фужер шампанского на новый год, романтический вечер с красным вином и т.д.). То же касается и курения. Мы в фильмах хотим видеть трезвых людей, которые осознанно выбрали для себя трезвость, и этому выбору сопутствует благополучное разрешение проблем.

Семья и сексуальность
. Если говорить об отношениях между мужчиной и женщиной, то мы уже давно не видели достойных уважительных равноправных отношений в фильмах, где бы пара любящих решала конфликты конструктивно. Часто приходится видеть, как «любящие» друг друга люди пытаются тянуть одеяло на себя. Нарочито подчёркнутые прямые и косвенные сцены интимной жизни (а также повышенный интерес главных героев к интимной жизни) являются сегодня чуть ли не обязательным атрибутом в каждом фильме. С другой стороны, такие качества как забота, целомудрие, душевные отношения, ответственность, единение появляются всё реже и реже. В детско-родительских отношениях дело обстоит ещё хуже: ребёнок рассматривается как вещь, которую делят родители, либо как придаток их воли. Воспитание происходит не в сотрудничестве и душевных диалогах, а в спорах, принуждениях, агрессии и обиде. Плюс ко всему – показ ущербных семей с одним родителем; отсутствие многодетных семей – норма современного кинематографа. Мы хотим видеть в фильмах счастливую семью, ведущую трезвый и здоровый образ жизни; постоянно занимающихся раскрытием своего потенциала развития через самообразование; семью построенную не на рабстве, угнетении, страхе и гедонизме, а семью желающую воспитать ребёнка, живущего по совести; СЕМЬЯ – это сотрудничество в Любви, равное отношение между супругами, умение совместно проводить время, принимать общие решения, созидательно решать конфликты; воспитание детей в уважении и Любви; обучение у непорочных детей доброте и искренности; совместное участие обоих супругов в воспитании детей; в свободное от домашних дел время семья занимается саморазвитием (чтение книг, рисование, пение, семейные игры).

Борьба со злом и мотивация главных героев
. Как правило, в фильмах сегодня со злом борются супергерои-индивидуалисты, обладающие сверхспособностями (Запад) или юридическими полномочиями и униформой (Россия). Особо отметим, что справедливость в кино РФ творят либо «спецслужбисты» либо «плохие парни» криминалитета. Применяют они только один способ – силу. И показано всё это эффектно. После просмотра такого кино, люди в победу над злом не верят, потому что, первое, они не могут отождествиться с супергероями, второе, примени они силу – могут и по статье загреметь, и третье, многие понимают, что сила – это самое неэффективное средство достижения целей4, поскольку результат будет неустойчивым.

Пока в одних фильмах супергерои кромсают злодеев, в других5 просто герои живут своей личной жизнью, удовлетворяя физиологические и бытовые потребности. Их жизнь безыдейна и бессмысленна: культ внешности, получение удовольствия, жажда наживы, тщеславное честолюбие и халатное отношение к труду – это их основные мотивы. Почти отсутствуют герои, которые живут под диктатурой совести и имеют идеи общественной значимости. А если такие главные герои и появляются (типа фильм «Дурак» 2014 года), то делается всё, чтобы опорочить такой образ жизни, такую мотивацию (герои с такой мотивацией терпят неудачу). Отсюда наступает безысходность и мысли: «всё пропало, ничего нельзя сделать», «один в поле не воин».

Поэтому мы хотим видеть не супергероев, а просто героев, которые являются выходцами из народа; которые, пользуются не силой, а добротой и Знанием: ««Не равны доброе и злое. Отклоняй же [зло] тем, что лучше [из добра]…» — смысл сказанного в Коране (41:34); которые не являются индивидуалистами6 и одиночками, имеют идеи общественной значимости, а не только благие намерения. Зло, столкнувшись с праведностью, само изживёт себя, благодаря безвластию над Языком жизненных обстоятельств, на котором Бог общается с каждым, даже со злодеем (у каждого этот Язык индивидуален). И снять всё это изящно, но без пафоса.

Фильмы и мультфильмы для детей. Особенностью детского возраста является отсутствие осмысленно-осознанного, критического отношения ко всей той информации, что попадает в психику. Детские мультипликаторы пытаются привить детям «с пелёнок» взрослые отношения (в том числе и сексуальные), непорочность обмана, культ красоты, техносферу, мифических существ-уродов и т.п., калечащие детскую психику, формирующие детский калейдоскопический идиотизм, выливающийся в дальнейшем в социальный и общеобразовательный кризисы. Мультфильмы для взрослых детей — это отклонение от нормы. В мультфильмах мы ТРЕБУЕМ показывать: сотрудничество Человека как наместника Бога на Земле с окружающей его природой (уважение ко всем живым видам на Земле); уважение взрослых, прежде всего, своих родителей, а также послушание при условии, что сами взрослые стремятся к доброте; привитие доброты, честности, взаимовыручки, Любви7, желания жить под диктатурой совести (С-совестью ВО-водительство БО — Богом ДА-данное).

Из всего вышеизложенного проистекает главное. А главное – идеал будущей жизни для всех людей на Земле. Мы хотим видеть тот светлый положительный образ будущего, которого ДОСТОЙНЫ НАШИ ДЕТИ И ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО на космическом корабле Земля. Мы хотим видеть возможность и способы построения этого идеала – идеала Справедливости, где будет культура Человечности8, которую нельзя навязать и нельзя к ней принудить. Вспоминается сталинское время, отечественный кинематограф, фильм «Космический рейс», который очень поспособствовал выходу СССР в космос в лице Гагарина. Но это касается лишь научно-технического прогресса, а куда важнее прогресс нравственный.

В кино перво-наперво нужно показывать идеал жизни общества, чтобы помочь его воплотить
. Вы согласны на него работать, люди кино? Если нет – предложите свой идеал. Убеждённых в либеральном мнении, что всё изложенное ‒ лишение свободы творчества и подавление особой индивидуальности, ‒ и что каждый режиссёр сам волен выбирать, что ему творить, остаётся попросить не сетовать на гнилые плоды, которые они сами и их братья по нравственно обусловленному мнению когда-то посеяли. Причём время9 наступает такое, что ощутить эффект посеянного вынужден сам «сеятель». И наивно думать, что, ежели человека обливали всю жизнь фильмами в бочке дёгтя, он станет медовым и чистым.

  1. См. исследования Карахановой Т.М. на тему использования свободного времени. Ознакомиться можно в журнале «Социс» в №9 2006 г, и №1 2014 г.. Публикации журнала представлены на сайте Института социологии РАН []
  2. Русский – цивилизационная принадлежность: русский немец, русский еврей, русский татарин и т.д.. []
  3. Это касается и других явлений: насилия, пороков и т.д.. []
  4. О применяемых в обществах средствах достижения целей, которые получили название «Обобщённые средства управления», можно ознакомиться по ссылке: http://wiki-kob.ru/%CE%E1%EE%E1%F9%B8%ED%ED%FB%E5_%F1%F0%E5%E4%F1%F2%E2%E0_%F3%EF%F0%E0%E2%EB%E5%ED%E8%FF_%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE%EC []
  5. На телевидении зачастили драмы, в которых показывают бытовые дрязги. Это сигнализирует о том, что тусовку создателей и спонсоров фильмов поразила творческая импотенция, которая не может предложить идеи выше личного удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. []
  6. В произведении Ефремова «Час быка» не было супергероев-одиночек: все Земляне были супергероями. Почему бы не экранизировать это великолепное произведение? []
  7. Любовь есть совокупность совершенства. []
  8. Наше понимание культуры человечности и сути Состоявшегося человека можно подчерпнуть из книги ВП СССР «От человекообразия к человечности». []
  9. См. в интернете публикации на тему «Закон времени». []