Ещё раз об образовании. Самое главное

Что мы имеем

Содержание жизни общества зависит от технологий, освоенных и применяемых этим обществом. Технологий в широком смысле этого слова — включая методы, приёмы и стереотипы мыследеятельности.

Большую часть жизни нашей цивилизации технологии менялись очень медленно относительно смены биологических поколений человечества. Это означает, что для того чтобы быть успешным в своей области, человеку было достаточно один раз научиться, освоить набор знаний, составлявших его профессию, и в завершение своей жизни передать этот набор почти в неизменном виде следующему поколению. Образование по большей части было семейным (позже — цеховым). Выстраивалась определённая парадигма образования.

Суть этой парадигмы сводится к следующему. В мире уже есть весь набор знаний, необходимых человеку (для успешной профессиональной деятельности). Человек (ученик) мыслится как «ящик», изначально пустой, который необходимо заполнить необходимой информацией. Задача учителя — сделать процесс заполнения «ящика» наиболее комфортным для обоих. Критерий успешности — умение ученика по запросу безошибочно вытаскивать из «ящика» необходимую информацию. Девиз такой парадигмы: «Сначала всему научись, всё узнай, а потом на основании этой информации сможешь понять, чем будешь заниматься по жизни».

Но развитие научно-технического прогресса привело к тому, что скорость смены поколений технологий стала обгонять скорость смены человеческих поколений. К настоящему моменту технологии меняются в среднем раз в 4-5 лет, то есть, за активную жизнь одного поколения (25 лет) проходит смена 4-5 поколений технологий. Такое положение вещей существует совсем недавно, а значит, парадигма образования пока не претерпела особых изменений. Однако новые информационные условия приводят к некорректной работе прежней парадигмы.
Education
Постоянно увеличивающийся объём информации, которая составляет «первоначальный архив» («сначала выучи всё»), приводит к увеличению образовательной нагрузки. Это выражается и в сроках обучения, и в интенсивности подачи информации, и в количестве предметов. Кроме того, сама такая постановка вопроса приводит к пассивной позиции ученика, что не может не сказываться на его здоровье, как физическом, так и психическом. Эпизодические уроки физкультуры не решают проблем с физическим здоровьем (иначе не было бы специфических «школьных» заболеваний), а новые технологии, применяемые в старой парадигме (и в первую очередь, учителями, психика которых есть самый надёжный оплот старой парадигмы), не решают проблем здоровья психического — ученик по-прежнему вынужден защищаться от системы, которая пичкает его информацией, никак не соотносящейся с реальной жизнью, в которой тот объективно существует.

В результате ограниченные возможности этого «ящика» используются системой для загрузки туда поведенческой информации. Как это выражается в общеобразовательной стратегии США: «Нам легче содержать школы, чем тюрьмы».

Таким образом, мы имеем следующую ситуацию. Объём информации растёт в геометрической прогрессии, всю её освоить невозможно, да и не нужно. Постоянное появление новой информации приводит к необходимости доучиваться (или даже переучиваться), что в прежней парадигме приводит к возникновению проблемы своевременной подготовки педагогов для такого переобучения. Система образования постоянно отстаёт от жизни в части фактологии, что приводит к загрузке учеников невостребованными массивами информации, то есть, к пустой трате времени. Что, в свою очередь, толкает учеников на выстраивание защиты от такой системы образования (а чаще всего, вообще на выстраивание защиты от самого процесса освоения знаний: «Мы это уже проходили, отстаньте от меня!»). Кроме того, пассивная роль ученика в образовательном процессе приводит к его пассивной роли в жизни, что проявляется в родительском отношении к образовательным учреждениям для их детей: детей сдали, и дальше ответственность за их становление перекладывается на учителей (то же происходит и со здоровьем, когда ответственность за собственное здоровье перекладывается на «умных врачей»).

Чего хотим

Главная задача — формирование у человека навыков самообразования, которые позволят ему самостоятельно добывать необходимую информацию и применять её в избранной профессиональной деятельности. Этот навык тесно связан с навыком «информационной безопасности и резистентности», когда человек может не только правильно фильтровать поступающий гигантский поток информации, но и способен противостоять специально созданным инфорационным вирусам, целью которых всегда является направление энергии человека в неправильное русло (или просто канализация энергии, или направление её на деятельность, необходимую не самому человеку, а создателям вируса). И навык самообразования, и навык информационной безопасности невозможны без самоопределения человека в широком смысле. Здесь под самоопределением следует понимать не только понимание собственного призвания, но и вообще знание себя и владение собой, как на телесном, так и на психическом уровне. Владение собой, способность к самообразованию и нацеленность «вперёд и вверх» (к постоянносму совершенствованию не только себя, но и окружающего мира — эти процессы полностью взаимосвязаны) определяются нравственностью человека. Под нравственностью необходимо понимать совокупность «условных операторов» в психике человека (как в сознательной, так и в бессознательной областях), определяющих, при каких условиях человек совершает или не совершает определённые действия. В основе нравственности лежит скелетная основа, которая и определяет её дальнейшее развитие. Такая скелетная основа нравственности закладывается в дошкольном возрасте, и именно на правильное формирование такой основы и должно быть обращено самое пристальное внимание педагогической науки. Важно подчеркнуть, что гармоничное, наиболее полное развитие личности человека может произойти только при условии максимального соответствия не только законам человеческого общества, но и всего Мироздания вообще. Стремление как можно точнее познать эти законы и приводить свою жизнь в соответствие этим законам и должно быть основным «лейтмотивом» жизни как человека, так и человечества. Только это может гарантировать устойчивое (безопасное) развитие таких систем, как человек и человечество (включая все промежуточные).

Основные проблемы

Существующая система образования — плоть от плоти объективно существующей культуры, главным системообразующим явлением которой является процесс отчуждения. Культура отчуждает нас от природы, от законов Мироздания, друг от друга и даже от самих себя. Мы все, хотим мы того или не хотим, являемся частью этой культуры и не можем просто взять и отказаться от неё. Так же, как невозможно прямо сейчас взять и отказаться от существующей системы образования. И мгновенно изменить её на другую тоже невозможно. Хотя бы потому, что сама эта новая система пока видится лишь в самых общих чертах. Новая система требует определённого количества людей, которые способны мыслить в рамках этой новой системы, способны выйти за рамки системы существующей. В то же время старая система совершенно естественно пытается сохранить саму себя, и средств для этого у неё пока достаточно. И одно из важнейших средств — это то же отчуждение, когда каждый по-новому мыслящий человек оказывается или в положении изгоя, или в положении «звезды», когда появляется система его имени, никак не связанная с прочими системами и благополучно увядающая после ухода из жизни «звезды» — так остался на книжных полках опыт Макаренко, Сухомлинского и т.д.

Основные преимущества

Сам естественный ход вещей (смена логики социального поведения, в частности) способствует деградации и разрушению старой системы и «стихийному» появлению людей с новым мировоззрением. Кроме того, наша школа до сих пор держится на уникумах, «учителях от Бога», которые появляются в системе не благодаря, а вопреки ей. Основная задача сейчас — объединить всех этих уникумов на одной площадке, на одной методологической платформе, которая позволит правильно объединить индивидуальный опыт каждого и на основе этой совокупности опытов создать проект преображения той системы, что имеем.

Некоторые признаки новой системы образования

В первую очередь — это постоянный процесс самообразования среди учителей. Причём, процесс коллективный, когда учителя регулярно вырабатывают новые методы и приёмы и совершенствуют концепцию образования на основе тех реальных жизненных ситуаций, которые происходят в школе. Грубо говоря, это возвращение педсовету его основной функции.

Так же необходимо вернуть изначальные функции родительскому собранию — которое должно быть не формальным мероприятием в духе «отчитались, разошлись», а стать живым и необходимым всем общением, помогающем увидеть по-новому происходящие в данном конкретном классе процессы, выработать правильную политику относительно этих процессов в школе и дома.

Случившаяся информационная революция приводит к появлению в Интернете лекций по всем наукам от самых разных лекторов. Это приводит к смене акцентов в школьном и домашнем этапах образования. Теперь получить необходимую информацию в удобном и понятном для него виде каждый может дома. А вот классное время необходимо тратить на методологическую рамку: на вопросы «зачем?» и «как?». То есть, набирают информацию ученики дома, в свободном режиме, а вот учатся применять эту информацию на практике в рамках специально организованных событий-уроков.

Главенство вопроса самоопределения приводит к формированию индивидуальной траектории обучения, когда каждый ученик сам набирает необходимые ему модули. Это же приводит к невозможности такого документа, как диплом. Вместо него должно быть только CV, в котором отражена вся реальная образовательная и деятельностная траектория человека.

Образование должно быть теснейшим образом связано с конкретными производствами, учреждениями, в которых ученики потом будут работать. Именно производства должны давать заказ на то или иное образование и на те или иные качества, формируемые у учеников. Оставляя право за любым учеником уехать куда угодно в поисках лучшего применения себя, необходимо предоставить ученику возможность реализовать себя в собственном регионе. Естественное условие, когда на работу можно дойти пешком или доехать на велосипеде, является решением вопроса «центростремительной» тяги современной молодёжи.

Классы в таком случае формируются скорее не по возрастному принципу, а по принципу образовательно-профессиональной доминанты. Разновозрастные группы позволяют более полно задействовать и развивать механизмы психологического взаимодействия членов общества.

Главным навыком, которым должны овладеть ученики, является умение находить необходимую информацию — это подразумевает несколько важных этапов: формирование запроса, определение источников и методов добычи информации, проверка истинности информации, проверка адекватности сформированного запроса целям деятельности, реформирование целей деятельности в соответствии с полученной информацией. Это в большей степени неформализуемое живое искусство. Его можно демонстрировать, воодушевляя учеников на подобное отношение к жизни. Одного учителя для этого мало, потому что «в споре рождается истина», то есть, образовательный процесс в классе должен осуществляться двумя учителями, которые вступают друг с другом в содержательную развивающуюся беседу (по крайней мере, до тех пор, пока сами ученики не проникнутся духом такого отношения к проблемам и не смогут задавать вопросы самостоятельно). Наиболее эффективным, наверное, будет наличие одного учителя-куратора группы и множества учителей-прикладников, специалистов в реальных областях практики, которым куратор от имени класса задаёт вопросы, а в последующем модерирует процесс беседы между учениками и учителем-прикладником.
До тех пор, пока жизнь всего общества не будет здоровой, целесообразно процесс образования выносить за рамки нездоровой жизни общества, создавая пансионную форму обучения. Это позволит, с одной стороны, расширить педагогический процесс на всю жизнь ученика, а с другой стороны, ограждать учеников от информационных вирусов, пожирающих их время и ресурсы, ставя их в ситуацию скуки, когда необходимо что-то придумывать, искать применение своим силам и способностям, чтобы скучно не было. И этот процесс должен протекать при кураторстве таких старших, которым ученики действительно доверяют. Иными словами, нужно вернуть первоначальный смысл всей внешкольной работе, чтобы подобные мероприятия (концерты, смотры, фестивали и ярмарки) были организованы «снизу», а не по разнарядке районо или просто по указке учителя, выполняющего учебно-воспитательный план.