Размышления о чувствах

Как многим известно есть пять органов чувств. Эти органы чувств являются каналами поступления информации из окружающего Мира. В русском понимании связка этих чувств в модель окружающего Мира является миро-возприятием или мера-возприятием, то есть чувством Меры.

Чувством меры оно называется потому, что потоки информации поступающие от органов чувств и связанные во едино, образуют модель Мира, на основе которой индивид совершает поступки, а обратные связи показывают насколько эта модель соответствует или не соответствует реальности — это и есть чувство Меры, и это чувство приносит информацию о соответствии/несоответствии объективной реальности и субъективной её модели.

При этом есть любопытная закономерность. Приведённый порядок выражает субъективное мнение об объективной приоритетности чувств по параметру объёма получаемой информации (широты канала возприятия, пропускной мощи). Все чувства делятся на

  • концентрированные, точечные, фокусные
  • и разконцентрированные, периферийные, разфокусированные.

То есть, зрение всегда направлено куда-то, у зрения всегда есть точка возприятия, фокус. Слух же сканирует среду и не направлен никуда конкретно. Вкус тоже имеет точечное, фокусное, сконцентрированное возприятие, чувствовать вкус можно только положив източник вкуса в рот. Нюх-обоняние наоборот возпринимает только среду в целом, состав воздуха, а не източник конкретного запаха, то есть източник возпринимается опосредованно. Осязание тоже только точечно, фокусно.

Хотя есть разные толки, и к осязанию приплетают чувство равновесия, например, или температуры, но тем не менее всё это разновидности контакта с непосредственным, просто область контакта варьируется от укола иглой до обдувания холодным ветром (в случае равновесия это вообще чувство комбинированное). Но контакт произходит только при конкретном прикосновении, если оно не достигнуто и нечто остановилось в паре миллиметров от тела, то почувствовать это будет нельзя.

Это укладывается в модель ДОТУ о замкнутой системе управления, в которой прямые и обратные связи есть не только от субъекта к объекту непосредственно, но и опосредованно.

В итоге в приведённом перечне по приоритетности объёмов возприятия выражено чередование по параметру фокуса/разфокусировки, непосредственности/опосредованности.

  1. Зрение (непосредственное)
  2. Слух (опосредованное)
  3. Вкус (непосредственное)
  4. Нюх-обоняние (опосредованное)
  5. Осязание (непосредственное)

Чувство меры же тоже чувство опосредованного. Потому что это сравнение целой модели Мира, Миру в целом. В конкретике это может быть конкретно в области слуха, зрения и прочем, но это уже не интуиция, это уже вопрос сознательного контроля.

Если вписать чувство Меры в перечень, то оно займёт нулевое место встав над зрением. Это комбинированное чувство объём возприятия которого больше совокупного объёма всех пяти чувств.

Но результат чувства соответствия/несоответствия субъективной модели реальности самой реальности нравственно безлик. Он может соответствовать, но быть злодейством. Чтобы оценить его на предмет «добро/зло» нужно сравнить с эталоном, который принимается врождённым религиозным чувством — совестью.

Совесть чувство фокусное, непосредственное, потому что добро и зло это конкретика, совесть даёт знать что-то конкретное в конкретных жизненных обстоятельствах и каждый способен сказать в отношении чего ему совестно и почему. Потому что он знает что в данном случае добро, а что зло.

То есть совесть в перечне встанет над чувством меры, и тем самым будет соответствовать перечню по двум параметрам, по объёму информации (что может быть объёмнее, мощнее, концентрированнее Истины?) и по очерёдности непосредственности/опосредованности.

Можно быть адекватным имея богатую модель Мира очень точно соответствующую реальности, но при этом быть идейным богоборцем. Это показывает, что разница между чувством меры и совестью есть и она в существе возпринимаемого как по параметру посредственности/непосредственности так и по параметру богатства смысла, истиности.

Итого перечень семи чувств таков

  1. Совесть (непосредственное)
  2. Чувство Меры (опосредованное)
  3. Зрение (непосредственное)
  4. Слух (опосредованное)
  5. Вкус (непосредственное)
  6. Нюх-обоняние (опосредованное)
  7. Осязание (непосредственное)