Ликвидация управленческой безграмотности — залог развития общества!

Elimination-of-illiteracy-management
Международный день грамотности (International Literacy Day) — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций.

Грамотность — истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырёх миллиардов. Однако, грамотность для всех — детей, молодёжи и взрослых — ещё не всё, что нужно для развития общества. Даже всеобщая грамотность ещё не совсем достигнутая цель,— несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. А вопрос сегодня стоит о том, чтобы ликвидировать следующий уровень безграмотности — управленческую безграмотность.

Грамотность — лишь часть воспитанности человека

Во всех обществах реально существуют разного рода системы социальных критериев оценки личности, на основе которых людям предоставляются те или иные права, и на них возлагаются те или иные обязанности. К таким системам оценки личности относятся разнообразные аттестаты об образовании, квалификационные дипломы, справки о состоянии здоровья, положения конституций и нормы законов, в соответствии с которыми одни люди в праве претендовать на занятие тех или иных должностей, а другие — не в праве. Всё это — разного рода социальные критерии состоятельности по отношению к каким-то определённым видам деятельности или образу жизни.

Это — именно социальные критерии, а не единоличные критерии оценки теми или иными индивидами других людей, их возможностей, способностей, прав и обязанностей.

В жизни общества единоличные критерии тоже существуют, но они в большинстве случаев не формализованы. Единоличные критерии, образуя достаточно устойчивую статистику, выражаются в субкультуре государственности и в политике как разного рода формализованные нормы и процедуры, которые позволяют выявить соответствие и несоответствие людей этим нормам — в своей первоначальной основе, конечно, субъективно-единоличным.

Эта культура «сертификации людей», существующая де-факто и де-юре в наши дни во всех развитых странах, уходит корнями в глубокое прошлое. В первобытных культурах и древних цивилизациях переход во взрослость осуществлялся на основе инициаций (системы испытаний, оформленной в ритуальные традиции), в которых, с одной стороны, — подростки доказывали свою состоятельность в качестве полноправных членов взрослого общества, а с другой стороны, — их родители подтверждали свою состоятельность именно в качестве достойных уважения членов общества, продолживших в своих детях и внуках жизнь этого общества.

В смысле допуска подростков во взрослость «дикари» были умнее большинства обществ и государств современности. Ведь сегодня, кем бы ни вырос ребёнок, как бы он ни был воспитан, он равный в правах с другими согражданами, за исключением случаев тяжёлой психической патологии, которую невозможно скрыть. Формально юридически — это так в обществах, где нет узаконенного разделения на касты и сословия.

Если соотноситься с задачей сохранения или обретения этим обществом способности к дальнейшему развитию культуры и поддержке личностного развития всех, то от каждого общество в праве требовать:

  • Самообладания (т.е. воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки — бессознательные автоматизмы поведения). Это так потому, что именно самообладание является основой важнейшего личностного качества, открывающего возможности свободного развития общества: «толерантности» — умения воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо (без потакания) относиться к ним, не взирая на их личностные пороки, недостатки и совершаемые ими ошибки (в том числе и систематические ошибки). При этом «толерантность» предполагает неприятие, преодоление и подавление попыток к порабощению себя, проистекающих со стороны других индивидов и корпораций как путём применения потенциальными поработителями силы или угрозы её применения, так и путём создания разнородной зависимости от «покровителя»-единоличника или «покровительствующих» корпораций и т.п.
  • Коммуникабельности в сочетании с заботливостью и доброжелательностью, поскольку именно эти качества позволяют войти в общение с другими людьми как для того, чтобы жить и работать совместно с ними, так и для того, чтобы оказать им помощь в выявлении и разрешении их проблем.
  • Эффективной личностной культуры чувств и культуры мышления, поскольку именно они лежат в основе творчества людей как в работе, так и в оказании помощи другим, основой безопасности окружающих в общении и в совместной деятельности с человеком.
  • Владения общекультурными навыками и освоения стандартного для общества образования, что объединяет в общество всех взрослых его членов в каждую историческую эпоху. В эту группу критериев входят умения читать и писать, в том числе.

Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают.

Конечно, психологи способны создать множество «моделей личности» и разнородных формализованных тестов, с помощью которых можно выявить те или иные «типы личностей» и носителей тех или иных личностных качеств, положенных в основу «моделей личности». Но реальная жизнь (и в России в особенности) не укладывается в формальные процедуры тестов и экзаменов, и уж никак не проистекает в однозначно предопределённом порядке из выявленных в тестах результатов.

Тем не менее в поведении и миропонимании людей всё же надо различать то, что идёт на пользу обществу, а что идёт во вред. И вредоносное надо искоренять из жизни — в том числе и средствами государственной политики в области развития культуры и образования.

Минимум и максимум

Указанные выше социальные критерии воспитанности — это минимум, который вправе требовать общество от человека, и возможности получить который общество обязано обеспечить каждому человеку. А каков максимум?

Физическое тело

Мы не знаем каковы пределы, заложенные в генетическом потенциале человечества. Если исходить из физического развития, то возможности нашего организма поистине фантастические.

Оказывается, человек может без отдыха пробежать несколько сотен километров, плавать в воде при температуре воздуха –43 градуса, обходиться без пищи 49 суток, задерживать дыхание на 15 минут и показывать другие чудеса силы и выносливости (Подробности: http://log-in.ru/articles/vozmozhnosti-chelovecheskogo-organizma/). Да и пределы жизни человека также не определены.

Слава богу, чувствую себя хорошо. И знаете, совершенно не устал от жизни! Хочу прожить ещё хотя бы 50 (в этот момент ему было уже 100 лет — наше примечание при цитировании)! Ведь возможности человеческого организма до конца не изучены. В 1939 году ученый Л. Ашофф произвёл вскрытие 400 умерших в возрасте от 65 до 100 лет. Во всех случаях причиной смерти было какое-то заболевание, а не старение организма. Тогда Ашофф пошёл дальше и провел вскрытие тех, кому за 100. Картина была точно такой же — погибают не от старости, а от болезней.

— академик Фёдор Углов (1904—2008), известнейший хирург. Он прожил 104 года и до самого конца своей жизни выполнял уникальные операции (http://zdorovie-privychki.ru/83).

Смерть раньше 150 лет — насильственная смерть.

Илья Ильич Мечников (1845—1916) — русский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).

Психика

Какова программа максимум для психики человека, мы тоже не знаем, однако можем сказать о том, что является генетически предопределённой нормой функционирования психики вида «Человек Разумный».

Люди отличаются от животных тем, что могут менять устройство собственной психики, отдавая предпочтение той или иной части собственной психики при выборе линии поведения.

Так, если в большинстве ситуаций индивид действует опираясь на инстинкты, то он мало отличим от животного.

Если он в подавляющем большинстве ситуаций жизни руководствуется культурными программами и стереотипами поведения, может подавить инстинкты с помощью них, но при необходимости творчески подойти к проблеме действует на автомате, стереотипно, как зомби, то он мало отличим от запрограммированного робота, только на биологический основе.

Если индивид может переступить и через инстинкты и через программы поведения и способен самостоятельно и творчески выработать новые программы поведения как для себя и для окружающих, опираясь на собственный интеллект, но при этом не слушает совесть, то он мало отличим от персонажа стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова с одинаковым наименованием «Демон».

И только того можно назвать состоявшимся, Человеком с большой буквы, кто в большинстве случаев жизни, то есть статистически чаще, действует в соответствии с рекомендациями, даваемыми через совесть, которая внутренне даёт осознать что есть добро и зло, является тайником души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способностью распознавать качество поступка, чувством, побуждающим к истине и добру, отвращающим ото лжи и зла, невольной любовью к добру и к истине, прирождённая правда внутри человека (статья «совесть» в словаре В.И. Даля), которую можно либо развить, либо подавить в своём личностном развитии.

Совесть является той компонентой, действующей в психике, которая предостерегает личность от неблаговидных поступков и побуждает к нравственному росту, развитию лучших человеческих качеств личности.
Sovest

Ребёнок в процессе взросления должен проходить все эти стадии развития психики: когда он совсем мал — он неотличим от животного, когда он начинает копировать взрослых — он действует автоматически, нравственно не оценивая поступающие в его психику от окружающих программы поведения, когда его интеллект начинает активно оценивать окружающих и ситуации — он походит на «маленького дьяволёнка», и когда к нему приходит осознание безграничности жизни, которую невозможно контролировать собственным разумением, и он прислушивается к тихому голосу совести внутри себя, удерживая себя в этом диалоге от свершения зла — он входит в режим нормального функционирования психики вида «Человек Разумный».

Однако культура нашего общества такова, что многие останавливаются в развитии и своих тел и своей психики, либо, что ещё хуже, — деградируют в череде поколений. Немногое, из перечисленного выше, становится нормой человеческого развития. Статистика такова, что большая часть населения «застревает» в близком к животному состоянии или напоминает живых автоматов — придатков к своему рабочему месту. Небольшая доля населения, имея волю, занимается руководством «этого быдла», зачастую демонически пренебрегая и благосостоянием, и здоровьем, и жизнями остальных. И лишь единицы достигают в своём развитии нормы — выстраивания линии своего поведения на основе рекомендаций совести.

Последствия управленческой безграмотности

На основе этого торможения в развитии представителей вида «Человек Разумный» в обществе выстраивается определённая система взаимоотношений.

Конечно, пока доминирующая статистика нечеловечных типов устройства психики поддерживает толпо-«элитарное» устройство общества. Это явление описал ещё в конце XIX в. французский социолог Гюстав ЛеБон в своей работе «Психология народов и масс». Название явления говорит само за себя: толпо-«элитаризм» подразумевает разделение общества на толпу и т.н. «элиту». По определению В.Г. Белинского:

Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету.

«Элита», в силу большей информированности об общественных процессах, удерживает в повиновении подавляющее большинство — толпу. Владение информацией означает и более высокое качество управления, обеспечиваемое «элитой», что позволяет «элите» брать за свои услуги монопольно высокую цену и тем самым эксплуатировать толпу.

По данным http://mir-idei.com.ua/interesnye-idei/interesnye-istoricheskie-fakty/kak_zhili_samye_bogatye_i_bednye_lyudi_do_revolyutsii_1917_goda/

По данным http://mir-idei.com.ua/interesnye-idei/interesnye-istoricheskie-fakty/kak_zhili_samye_bogatye_i_bednye_lyudi_do_revolyutsii_1917_goda/


20% высокооплачиваемых работников получают столько, сколько остальные 80%. Налицо фактор, порождающий социальное неравенство в России со всеми вытекающими из этого последствиями. Нищетой многих и сверхбогатства немногих. Средняя заработная плата по 10-процентным группам, в рублях: 1 группа— 6 183, 2 — 9 715, 3 — 12 893, 4 — 16 075, 5 — 19 456, 6 — 23 344, 7 — 28 262, 8 — 35 090, 9 — 45 934, 10 группа — 97 576. Источник http://aftershock.su/?q=node/39137

20% высокооплачиваемых работников получают столько, сколько остальные 80%. Налицо фактор, порождающий социальное неравенство в России со всеми вытекающими из этого последствиями. Нищетой многих и сверхбогатства немногих. Средняя заработная плата по 10-процентным группам, в рублях: 1 группа— 6 183, 2 — 9 715, 3 — 12 893, 4 — 16 075, 5 — 19 456, 6 — 23 344, 7 — 28 262, 8 — 35 090, 9 — 45 934, 10 группа — 97 576. Источник http://aftershock.su/?q=node/39137

Управленческая «элита» общества формируется в большей степени теми, кто может переступать и через позывы инстинктов и через традиции культуры, создавая новые модели поведения.

И структура общества формировалась на основе того, что «низы» были безграмотны и не обладали даже возможностями получить информацию о более сложных процессах, в том числе и управленческих, а «верхи» не допускали представителей простонародья до образования ЛЮБОГО возможного уровня, ограничивая это: либо напрямую законами (знаменитый «Циркуляр о кухаркиных детях» от 1 июля 1887 года), либо опосредованно через имущественный ценз (стоимость обучения на 2011 год: Кембриджский университет — 684 000—1 692 000 руб./год; Высшая Школа Экономики, Россия — 360 000 руб./год).

Именно это стало одной из главных причин краха государственности Российской Империи. Главной заслугой большевиков после революции 1917 года стало проведение массовой ликвидации безграмотности среди населения. Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в т.ч. в РСФСР — 5,5 млн. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе. Известные гарантии распространению грамотности создавало введение всеобщего начального обучения (1930). К 1936 году было обучено грамоте около 40 млн. неграмотных. В конце 30-х гг. неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. К началу 40-х гг. задача ликвидации безграмотности была в основном решена. С начала 50-х гг. СССР стал страной практически сплошной грамотности (http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1711/%D0%9B%D0%B8%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8).

Однако, есть куда развиваться. И сегодня стоит вопрос о ликвидации следующего уровня безграмотности населения планеты — управленческого. Если ликвидация безграмотности послужила одной из причин ликвидации открытого рабовладения, то ликвидация управленческой безграмотности будет причиной исчезновения скрытых форм рабовладения.

…скажу тебе по секрету, что наш мужик даже не боится внутренней политики, потому просто, что не понимает её. Как ты его ни донимай, он всё-таки будет думать, что это не «внутренняя политика», а просто божеское попущение, вроде мора, голода, наводнения, с тою лишь разницею, что на этот раз воплощением этого попущения является помпадур. Нужно ли, чтоб он понимал, что такое внутренняя политика? — на этот счёт мнения могут быть различны; но я, с своей стороны, говорю прямо: берегитесь, господа! потому что как только мужик поймет, что такое внутренняя политика — n-i-ni, c’est fini! [кончено!]

— М.Е.Салтыков-Щедрин «Помпадур и помпадурши».

Пока существует общественное разделение труда (вернее — общественное объединение разноспециализированного труда), до тех пор профессиональный аппарат управления необходим, другое дело — какое качество управления производством и распределением аппарат обеспечивает и, что самое важное, кто составляет его кадровую базу. Это вопросы о качестве и целях управления.

Общественно неоправданно содержать «элиту», наделяя её более высоким уровнем потребления, дабы из её рядов черпать кадры управленцев для обеспечения нужд всего общества. Развитие производственных мощностей достигло уровня, позволяющего расширить социальную базу управленцев до границ всего общества. Увеличение числа потенциальных управленцев, понимающих принципы управления, позволит сократить разрыв между наиболее высокооплачиваемыми управленцами и простыми тружениками, а значит — сделает общество справедливее.
Shutterstock