Проект пояснительной записки для госпрограммы по решению жилищной проблемы

Рабочее наименование программы: «Развитие сельских территорий Российской Федерации на период 2014-2020 года». Размещается с целью формирования виртуальной рабочей группы по доработке проекта в политандемном режиме. Предложения по доработке — в комментарии.

Основные цели программы

  • это решение проблем в областях:
    1. Обеспечения всех семей достойным жильём.
    2. Оздоровления населения, дальнейшее снижение заболеваемости и смертности, повышения рождаемости и доли здоровых новорожденных.
    3. Продовольственной безопасности страны, в т.ч. качества продуктов питания.
    4. Содержания, обитаемости и т.п. сельских территорий страны.
    5. Развитие экономики реального сектора (на вновь осваиваемых и депрессивных территориях).

Пояснения по вектору целей программы:

  1. Приоритетом государственной политики в области обеспечения жильём должна быть именно семья, а не отдельный гражданин. То есть правильно ставить вопрос именно об обеспечении доступным жильём и трудоустройством в первую очередь семей, а потом уже, после решения этой задачи — и отдельных граждан.
  2. Оздоровление населения ожидается вследствие снижения техногенной и психологической нагрузки, характерной для мегаполисной урбанизации и неустроенной сельской жизни на данный момент, а также вследствие кардинального улучшения качества продуктов питания, воздуха и воды. Повышение рождаемости следует ожидать как следствие снятия одного из основных препятствий на пути расширения семей сегодня — отсутствия реальной возможности улучшить жилищные условия и плохих экономических прогнозов для большинства семей при рождении детей (с рождением каждого последующего ребёнка доходы семьи падают, что ухудшает качество жизни всех членов семьи).
  3. Поскольку модель расселения предполагается по типу «благоустроенный дом с участком порядка 25 соток», учитывая историческую тягу большинства населения России к земле, значительно вырастет сектор подсобного хозяйства, которое может стать заметным вкладом в обеспечение необходимого продовольственного баланса страны (как альтернатива импорту).
    Экологическая чистота таких продуктов даст заметный вклад в оздоровление населения, что отмечено в п.2. Развитие крупного с/х производства на новых территориях позволит решить как проблему занятости, так и продовольственной безопасности государства.
  4. Пояснений не требуется. Можно дать статистику по обитаемости территории РФ и плотности населения.
  5. Пояснение дано в п.3: развитие крупного с/х производства на новых территориях позволит решить как проблему занятости, так и продовольственной безопасности государства.

Алгоритмика программы:

  1. В государстве подразумевается орган экономического планирования.
  2. В государстве подразумевается наличие государственного банка, обладающего монопольным правом на эмиссию национальных средств платежа.
  3. В государстве создаётся орган, отвечающий за распределение продукции по регионам с целью исключения спекулятивных цепочек, дефицита и локальной невостребованности местных товаров из-за плохой логистики в масштабе страны. Проблема реализации продукции не должна лежать тяжким, а порой и убийственным бременем на производителе — должна быть внятная и понятная система доведения всей произведённой в рамках общего плана продукции до потребителей, и отвечать за неё должно в конечном счёте государство, по крайней мере, как гарант. «Священные рыночные принципы» при этом не отменяются, их можно вписать в эту систему на уровне системы аукционов, конкурсов и т.п.
  4. Выделяется финансирование проектным организациям, которые делают проект системы экономических и социокультурных связей будущей системы поселений. Делается привязка проектов к местностям и ландшафтно-архитектурное проектирование.
  5. Для реализации большого объёма строительных заказов и избежания воровства и раздувания смет частными подрядчиками представляется целесообразным создание государственной строительной компании с конкурсным управлением и прозрачной отчётностью, выполняющей основной объём работ по возведению объектов — дорог, зданий и т.п. При этом не исключается и привлечение частных фирм — подрядчиков с учётом конкретной ситуации по регионам, но по государственным расценкам.
  6. Для каждого создаваемого поселения определяются: численность населения (начальная + резервы для расширения), количество участков и возможность их добавления в будущем, спектр занятости населения по профессиям (с учётом взаимной увязки производственных цепочек между создаваемыми поселениями и существующими производствами по всей стране), потребность в инфраструктуре (образование, медицина, дороги, энергетика, связь и т.п.) и номенклатура соответствующих профессий, востребованных в данном поселении и т.п. необходимые части плана общей увязки экономической системы страны с учётом новой модели расселения.
  7. Объявляется добровольная возможность для каждой семьи (с момента подачи заявления в ЗАГС) стать участником данной программы. Субъектом договора является именно семья как целое. Определяется профессия и вид занятости каждого в будущем поселении с учётом вакансий, предусмотренных заранее составленными планами. Примечание. Материнство, отцовство и воспитание детей до школьного возраста должно быть приравнено к общественно значимой профессии индивидуального воспитателя детского сада во всех смыслах — от юридического до финансового (субъект — опять семья как целое).
  8. После подписания договора на специальный банковский счёт данной семьи в государственном банке начисляется безналичный и без-процентный кредит. Это в основном мера воспитательного воздействия, так как общество сейчас психологически не готово к без-платному распределению благ. Механизмы возврата кредита предусматриваются договором таким образом, что честная жизнь в семье и добросовестный труд по рождению/ воспитанию детей и по профессии гарантировали бы полное погашение полученного кредита за период 10-15 лет или ранее:
    • Отработка при строительстве поселения (участие в строительных, отделочных, пусконаладочных работах жилого и производственного сектора поселения). Например, человек может закончить курсы трактористов или монтажников, отработать столько-то смен на строительстве посёлка и зачесть соответствующую сумму в счёт погашения кредита, к примеру, в пределах 10-20%.
    • Отработка по выбранной профессии на выбранном рабочем месте. Таким образом, врач или учитель, переехав в такое поселение, работают по профилю, получают номинально повышенную зарплату и часть её автоматически направляется на погашение кредита. С расчётом, чтобы погасить полностью можно было лет за 10-15. При этом номинальные зарплаты «бюджетников» вырастут на порядок, даже при сохранении реальных выплат наличными деньгами на прежнем уровне.
    • С рождением каждого ребёнка государство должно гасить часть кредита. С расчётом, например, что рождение и воспитание в поселении 4-х детей покрывает 80% кредита. При этом могут быть сняты вопросы с выплатой наличных пособий при сохранении номинально очень высоких пособий, выплачиваемых таким образом.
    • В случае расторжения договора по субъективным причинам (распад семьи, выезд за рубеж и т.п.) остаток долга подлежит возмещению денежными средствами. Это защитная мера от злоупотреблений возможностями в данной программе.
    • При заключении договора с семьёй, уже имеющей детей, кредит погашается на тех же условиях вне зависимости от даты рождения детей — до или после переезда. Это позволит обеспечить приток опытных кадров, как правило, уже имеющих детей и не делает их положение по сравнению с молодожёнами худшим в плане обременения кредитом.
  9. Далее средства отдельных семей объединяются в конкретных поселениях (по типу программы родовых сертификатов) под управлением государственной управляющей компании, посёлок строится с использованием поточных профессиональных методов (дороги, коммуникация, связь), производится запуск локальных производств. Сбыт и распределение продукции регулируется в соотв. с пунктом 2.

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Основной ресурс — человеческий потенциал, в стране пока имеются в достатке, уровень культуры, образования и профессионализма в России один из самых высоких в мире.
  2. Земельный ресурс — имеется в избытке (вставить данные из доклада В.А.Ефимова по территориям РФ).
  3. Строительные материалы — также потенциал расширения производства значителен.
  4. Спрос на жильё, рабочие места — колоссален, с этим тоже нет проблем.
  5. Необходимый архитектурный, управленческий профессионализм, необходимый для управления столь масштабными проектами — опыт в стране богатейший, и профессионалов дела пока хватает.
  6. Средства платежа, безналичные рубли — берутся за счёт эмиссии госбанка на возвратных условиях. Принцип финансирования программы — возвратно/кредитный, без процентов, по этой причине инфляции не порождается. Более того, под вновь выпускаемые безналичные рубли оказывается подведено реальное материальное обеспечение — освоенные территории, инфраструктура, дороги, здания, сооружения, рабочие места и т.п. Таким образом, увеличение денежной массы компенсируется соответствующим увеличением объёма реального сектора экономики. Вопрос баланса — к органам государственного планирования, см. п.1.

Сроки реализации:

1 этап — подготовка законодательных актов, структурных изменений в управлении, подбор кадров в органы государственного планирования, проектные институты, юридическое обеспечение, разъяснительная работа с населением и т.п. — 2014-2017гг.

2 этап — проектирование конкретных поселений, разработка типовых проектов домов, производств, школ, детских садов и т.п. — 2017-2018гг.

3 этап — эмиссия безналичных средств платежа, заключение договоров с семьями и массовое строительство поселений — 2018-2020гг.

Выводы.

Таким образом, при наличии политической воли проект может быть реализован в виде готовой сети поселений и изменившейся модели расселения и занятости в Российской Федерации приблизительно к 2020 году.