«Отражение» Л.А.Яковлевой

15 января 2013 года в Выставочном зале Союза художников Санкт-Петербурга открылась выставка произведений Людмилы Александровны Яковлевой под называнием «Отражение». Художница представила более 40 своих картин, написанных за последние годы.
Плакат
Открыл выставку Народный художник России, председатель правления Санкт-Петербургского союза художников, профессор Альберт Чаркин, очень тепло отозвавшийся о творчестве Людмилы Яковлевой.
Чаркин
Речь А.С. Чаркина была проникновенной. Альберт Серафимович сказал буквально следующее: «Я привык к аплодисментам сначала, но здесь публика не совсем знакомая нам, поэтому естественно некоторое сдержанное отношение, это правильно, потому, что Вы не знаете, что я скажу. А я скажу вот что. Впервые в Союзе такая уникальная выставка, где живопись говорит своим чистым языком, живопись как таковая, то есть, из души художника, из глубин его сердца струится цвет гармоничный, как вся природа и, самое главное, она не передумывает, не переигрывает природу, а отражает ту красоту, которую создал Господь Бог, так гармонично, так мощно, что, честно говоря, я впервые вижу такую живопись, и должен сказать, что первое знакомство с произведениями Люды это были фотографии, репродукции – ну хорошо, интересно. Но в натуре это превзошло все ожидания! Это гениально одаренный человек, живописец. И вот ее судьба, ее путь к искусству был не простым, необычным, но то, что она раскрылась как художник – талант свой раскрыла это замечательно. Тем и хороша современная школа, тем и хорош современный взгляд на искусство который позволяет проявиться всегда и везде в любом возрасте и в любое время, и мы приветствуем это проявление таланта, и я скажу что… Вот мне напомнили то, что я говорил несколько лет назад. Я говорил, что за этим художником будущее большое. И вот сегодня я вижу, что я не ошибся и не мог ошибиться. Это действительно большой настоящий художник, я приветствую искренне Вас, и поздравляю».

Вот такие замечательные слова сказал председатель Союза художников.

На открытии выставки было много интересных людей, как тех, кто уже знаком с творчеством замечательной и самобытной художницы, так и тех, кто впервые пришёл познакомиться с ним.
Фурсей
Среди гостей выставки можно было увидеть вице-президента Российской академии естественных наук (РАЕН), лауреата Государственной премии СССР Георгия Фурсея, писателя Максима Калашникова. Оценить и рассказать о творчестве художницы пришли представители средств массовой информации. Нашему изданию, пишущему не только об экологии, но и о культуре, принять участие в открытии выставки было большой честью. Несколько лет назад газета «Общество и Экология» принимала участие в открытии подобной выставки в Театре эстрады имени Аркадия Райкина, а через несколько лет – в выставочном зале Гранд отеля «Европа», поэтому, можно сказать, что в какой-то мере мы наблюдаем за творческим движением и успехами Людмилы Александровны.

Это очень интересно!

Не являясь глубоким экспертом в области живописи, при этом и не отлучённого никем от чувства восхищения прекрасным, выскажу своё личное впечатление о её творчестве. В картинах Людмилы Яковлевой мы видим феномен, заключающийся в раскрытии внутренних резервных возможностей человека, который долгие годы находился в эмбриональном состоянии и вдруг проснулся и, подобно вулкану, начал выбрасывать из глубины души на поверхность русской культуры структурированную и разноцветную лаву в виде неповторимых произведений.

Да, конечно, нужно сказать о том, что подсказал Людмиле Александровне новое направление для раскрытия ещё одной грани её творчества, и был её первым учителем, её супруг – Виктор Иванович Петрик. Такой своей небольшой подсказкой, он, по сути, открыл для мира художественный талант верной и любимой супруги. При этом при всём, нужно понимать, что главным путеводителем в творчестве была отзывчивая к гармонии Вселенной и полная душа Людмилы Александровны.

Если рассматривать семью, как одно целое, то в союзе Виктора Петрика и Людмилы Яковлевой можно увидеть тот самый творческий взаимодополняющий тандем, который за долгие годы совместной жизни давал (и продолжает!) им ощущение полноты жизни, её целостности, плодотворности. Вокруг двух любящих сердец всегда растут цветы и дети. Это проявляется не только в творчестве, но и в личной жизни. Наше издание, наверное, первым напишем о том, что совсем недавно у старшего сына Виктора Ивановича и Людмилы Александровны – Тимофея и его супруги Алисы родилась дочь – Ника. Так что можно поздравить с рождением внучки счастливых… давайте не будем пугаться этих слов… дедушку и бабушку, ведь всё равно, если исходить из теории Петрика, мы вернёмся в этот мир молодыми. Кстати, на открытии присутствовала Алиса — она поздравила Людмилу Александровну с открытием выставки и подарила ей шикарный букет цветов.
С цветами
Сам же Виктор Иванович, воспринимающий свою жену как богиню, не мог не быть на открытии. Он был! Он излучал невиданную радость от успехов своей ученицы. При этом он был в тени. Его белая копна волос фланировала от картины к картине со стайками посетителей, выступая в качестве эксперта и гида по творчеству своей талантливой и необычайно плодотворной ученицы.
Картины
Размышляя о творчестве Л.А. Яковлевой, можно уверенно сказать, что у неё есть свой яркий неповторимый стиль. Именно стиль художника — это одна из тайн в искусстве, за что ценятся картины известных художников прошлого и настоящего. Также можно подчеркнуть ещё одну составляющую творчества художницы – это гармония красок, колоратура, экспрессия цвета. Причём передающаяся не только в картинах с различными композициями цветов, но и в более сложных ассоциативных произведениях, таких, например, как «Россия» (2007), «Пристань» (2006), «Стихия» (2005), «Ладога» (2005) и других. В картине «Море» выражена вся глубина бушующей стихии, живой, волнующей, не подавляющей психику своим грозным видом, а одухотворённой. Мне эта картина очень понравилась. Видимо, сказывается флотское прошлое. Хотя в предыдущий раз мне полюбились картины «Россия» и «Цветы» (последняя выполнена в японском стиле). Не исключено, что на восприятие искусства оказывает воздействие окружающая атмосфера, историческая память, состояние человека, в данный момент находящегося возле той или иной картины. В душе человека может возникнуть мощный резонанс от одной лишь увиденной линии, либо мазка, цвета, гаммы цветов, композиции. Соприкосновение с прекрасным – это личное ощущение.
Картина Балтийское море
Отличить настоящее искусство от «профессиональной штамповки» могут не только профессионалы, но и все без исключения люди. Для этого нужно просто-напросто «включить» мозги и душу, и не поддаваться на россказни профессиональных критиков, думающих, что они «схватили Бога за бороду». Жизнь человеку дана Всевышним для того, чтобы он радовался прекрасному, творил, был счастлив. Главным измерителем любого творчества является душа человека. Если душа не противится увиденному, а только лишь радуется и расширяется до объёмов Вселенной – вот это и есть показатель настоящего искусства. Таким, на мой взгляд, и является творчество Людмилы Александровны Яковлевой, её картин. Каждый человек может проверить свои чувства самостоятельно.

Подводя промежуточный итог в данной статье, ещё раз хочется подчеркнуть, что Людмила Александровна Яковлева является не только супругой академика РАЕН Виктора Ивановича Петрика, прошедшей с ним все суровые испытания жизни, трудности и взлёты, но также и его верной соратницей и ученицей. Именно Виктор Петрик раскрыл в своей супруге талантливого живописца, разбудил в её душе дремлющий талант и творческую энергию.

Мир долго говорил о Викторе Петрике. Настала пора рассказать о его супруге.

Кто же такая Людмила Яковлева?

Наиболее подробную информацию о её биографии можно найти на сайте Союза художников Санкт-Петербурга.
Она родилась в Ленинграде. В 1979 году окончила Институт физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. С 1971 года была солисткой Ленинградского государственного балета на льду, ученицей Тамары и Игоря Москвиных. Танцевала в постановках Н. Дудинской, Б. Эйфмана, Н. Долгушина. В 1975 году начала учиться живописи в мастерской Ю. Линника.

Очень скоро стал формироваться личный стиль художницы: яркие краски, порождающие стремительное движение в пространстве картины и ассоциации с музыкой и танцем – главными на тот период видами искусств в жизни Людмилы. Ее полотна – сиюминутный срез, вспышка, озарение, внутреннее состояние, отраженное в цвете и ритме, а ее живопись – новая субстанция, созданная силой энергии, сочетанием цветов и сильным корпусным мазком.

Выставлять свои работы Людмила Яковлева начала в 2001 году. Ну а дальше, как говорится – пошло-поехало. Мастерство художницы год от года росло, количество работа прибавлялось. О своём творчестве художница в интервью «Радио России» сказала следующее: «Мои картины – это не вчерашнее воспоминание, не будущее, о котором я думаю, не мечта… Такая, какая я сейчас, такая и моя картина. Это моё состояние души именно сию минуту, сейчас, теперь. И если в момент моего творчества я соприкоснулась с сущностью, это произойдет и с моим зрителем. Он заберет частичку этой красоты и пойдет с ней дальше, поделится ещё с кем-то…».
Вот в этом и заключается её жизнеутверждающая философия, созвучная гармонии мироздания и миллионам людей, поскольку человеку присуще жить настоящей, а не выдуманной жизнью, питаться здоровой экологически чистой пищей, как в физиологическом, так и в духовном плане, устремлять свой взор к вечным ценностям и красоте.

С творчеством и биографией Людмилы Яковлевой можно познакомиться на официальном сайте Союза художников Санкт-Петербурга — http://www.spb-uniart.ru/index.php?id=2077

Выставка оставила у посетителей очень хорошее впечатление. Будем надеяться, что в скором времени петербуржцы вновь смогут духовно насладиться произведениями Людмилы Александровны. Пожелаем ей дальнейших творческих успехов и… хорошего и устойчивого льда! Да, именно льда. Как сказала петербургский доктор искусствоведения Елена Яковлева о творчестве своей однофамилицы: «Картины Людмилы Яковлевой сродни поэзии, их художественный язык ассоциируется с поэтическими, музыкальными, танцевальными образами, и это не случайно, ведь в прошлом Людмила Александровна – артистка балета на льду. К живописи она обратилась уже сложившейся личностью, имеющей немалый спортивный и танцевальный опыт и эстетические предпочтения. Её яркая и необычная спортивно-танцевальная профессия, безусловно, сказалась на художественном творчестве, обогатив живопись художницы особой красочностью, движением и музыкальностью».
Посетители