Аграрные вузы в решении проблем инновационного комплексного развития сельских территорий

Выступление ректора Санкт-Петербургского Государственного Аграрного Университета В.А.Ефимова на встрече с делегацией Правительства РФ 14 марта 2008 года в г.Пушкин по теме: «Аграрные вузы в решении проблем инновационного комплексного развития сельских территорий»

Уважаемый Председатель Правительства!
Уважаемый Министр сельского хозяйства!
Уважаемые коллеги!

Для нас большая честь приветствовать вас в одном из первых старейших аграрных вузов России, это важная веха в истории развития университета. Практически нет той сферы деятельности на селе, которая не находила бы отражения в нашем учебном процессе. Мы гордимся своими выпускниками, которые представлены во всех без исключения секторах аграрного производства, на всех уровнях системы государственного управления.

Размещение университета на площади около 2 тыс. га в уникальном для нашей страны месте, в 10 дворцовых ансамблях, примыкающих к Екатерининскому дворцу, мы рассматриваем, прежде всего, как ресурс инновационного развития университета, фактор особой ответственности за поставленные перед нами задачи. Ведь город Пушкин, имеющий второе символичное название “Царское Село” – это не просто культурно-историческая жемчужина. По своему потенциалу он в полной мере отвечает классическому определению аграрного кластера.
efimv-zubkov.jpg
Последние 15 лет наш университет прошел через острую кризисную ситуацию, связанную, в том числе и с ножницами межбюджетных отношений. Работаем преимущественно на Ленинградскую область, располагаемся в Санкт-Петербурге, в другом субъекте Федерации. Однако, благодаря поддержке Министерства сельского хозяйства, Вашей личной поддержке, уважаемый Виктор Алексеевич, мы вступаем в новую фазу.

Сегодняшнее совещание является ярким свидетельством Вашего внимания к родному университету, выпускником которого Вы являетесь, к проблемам развития села, за что от имени ученого совета университета я хотел бы выразить Вам огромную признательность и благодарность. Масштабная программа развития университета, которая внесена Министерством сельского хозяйства в Правительство на 2009-2011 годы, в полной мере сочетает интересы университета, города Санкт-Петербурга и Российской Федерации, и мы надеемся на ее поддержку. Опираясь на новые возможности, мы просто обязаны ставить перед собой задачи иного масштаба, иного уровня сложности. На одной из них я и хотел бы остановиться в своем выступлении.

В городе Пушкине сплочены серьезные интеллектуальные ресурсы, способные решать общегосударственные задачи по комплексному программно-целевому развитию Нечерноземного края РФ. В этих целях совместно с Северо-Западным центром РАСХН нами проработана инициативная инновационная образовательная программа “Царскосельский агротехнопарк: комплексное решение кадровых проблем инновационного устойчивого развития сельских территорий”, которая в свое время в деталях докладывалась Вам, уважаемый Виктор Алексеевич. Она вызвала особый интерес и во время моего доклада в администрации Президента, прежде всего в связи с программой Президента по переселению соотечественников из-за рубежа. Нашла она поддержку и у руководства партии “Единая Россия”.

Программа ориентирована на переход от техногенно-мегаполисной к ландшафтно-усадебной урбанизации страны на базе развития экологичных Агрогородков диаметром не более 5 км, без пробок, с комплексным формированием всей социальной инфраструктуры, образования и занятости населения в местах проживания. В их развитии должны быть заинтересованы, прежде всего, города. Без изменения градостроительной парадигмы им не выйти из техногенного тупика. Программа разрабатывается на базе концепции, утвержденной Минсельхозом, совместно с присутствующими на совещании партнерами, специалистами национальной градостроительной ассоциации, специалистами в сфере энергосберегающего малоэтажного домостроения, альтернативной энергетики. С нами работают и иностранные партнеры, девелоперы, специалисты по созданию почвообразующих органо-минеральных смесей, развитию биоэнергетики, IT-технологий и многие другие.

Мы обращаемся и к Министерству сельского хозяйства, и к Правительству РФ с просьбой о подготовке акта Правительства о создании на территории нашего университета Агротехнопарка, ориентированного на разработку инновационных аграрных технологий и комплексных моделей ландшафтно-усадебного развития России в XXI веке. На территории нашего университета мог бы быть реализован пилотный проект Северо-Западного Агротехнопарка, мы и наши партнеры располагаем для этого всем необходимым. В последующем этот опыт мог бы быть развит и в других регионах Российской Федерации.

Пользуясь случаем, хотел бы просить Вас, уважаемый Виктор Алексеевич, как Председателя Правительства и Вас, уважаемый Алексей Васильевич, как Министра сельского хозяйства, внести соответствующие изменения в раздел «Социальное обустройство села» Государственной Программы развития сельского хозяйства на период с 2008 по 2011 гг. Мы ставим эти вопросы на Правительственном уровне, поскольку проблемы развития сельских территорий – это не просто проблемы отрасли, это способ осуществления тех двух базовых функций, которые лежат на системе государственной власти: воспроизводство собственного населения и содержание своей территории. Они не менее важны, чем проблемы высоких технологий, за ними – геоэкономическое будущее России. По совету либеральных экономистов можно до поры завозить мясо из Аргентины, а картошку из Польши, но что делать с 1 млрд 710 млн га земельного фонда РФ, если только 1 % его занят под объектами промышленности и транспорта. По международным критериям, к сельским и преимущественно сельским относятся 98 % административных районов РФ.

Мы не являемся исключением. Мало кто отдает себе отчет в том, что 80% территории США представляет собой одноэтажную аграрную Америку, успешно функционирующую благодаря прямым дотациям государства, лоббированию вопросов освоения зарубежных рынков.

К сожалению в России доля пустующих населенных пунктов и с численностью населения менее 10 чел. составляет 30,8 % от их общей численности и приходится в основном на наш Нечерноземный край, в Северо-Западном федеральном округе таких пунктов – 50,2 %, а в Вологодской области – 59%. Иногда это подается как естественные тенденции, но нами не учитывается негативный опыт других стран, которые уже вышли на исправление подобных ошибок. К примеру, США с середины 60-х годов вступили в этап деурбанизации, а с 1980 по 2000 год численность сельского населения США выросла на 6,4 млн чел. за счет городского.

Преодоление поселенческого кризиса возможно только на базе государственно-частного партнерства. При этом государство должно взять на себя функции поддержки Агротехнопарков и развития Агрогородков в их инфраструктурной части. Масштабы задачи таковы, что при развертывании этих работ может встать вопрос о создании специальной Госкорпорации. Бизнес и, прежде всего малый бизнес берет на себя реализацию всех бизнес-проектов технологического развития территории, наука – разработку инноваций, а аграрные вузы – подготовку не просто отдельных специалистов, а стартовых комплексных отрядов выпускников. Опыт комплексного решения кадровых вопросов мы уже наблюдали в Орловском аграрном университете, когда целый курс уходит на работу в одно хозяйство, во взаимодействии нашего университета по свиноводческому комплексу с ЗАО “Пулковский”, под ключ укомплектованному нами совместно с Академией ветеринарной медицины.

В рамках предлагаемого нами взаимодействия государства, бизнеса и научно-образовательных структур может быть сформировано инновационное пространство, имеющее особую привлекательность для инвесторов. Уже сегодня на этапе проработки и обсуждения этих идей мы имеем более десятка серьезных инвестиционных предложений, лежащих исключительно в русле наших образовательных программ, от центра аквакультуры и конно-спортивного комплекса до центра альтернативной энергетики и модели деревни ХХI века.

Мы понимаем свою ответственность за конечный продукт, за качество подготовки кадров, за реальное направление наших специалистов в АПК, однако то положение, в котором пребывает сельскохозяйственное производство, не позволит нам выйти на хороший конечный результат, даже если бы мы отработали максимально эффективно. Решение проблем развития сельских территорий должно сопровождаться такими переменами в системе государственного управления, которые сделали бы труд на селе финансово выгодным и престижным. Только тогда село получит реальную перспективу заселения.

Сегодняшние проблемы села вызваны, прежде всего тем, что эпоха глобализации, формирование транснационального рынка продовольствия впервые в истории вывели отечественный АПК в состояние прямой конкуренции с зарубежными производителями. Однако проблемы формирования равных конкурентных условий работы АПК антимонопольное законодательство не контролирует ни по отношению к фермерам развитых стран, ни по отношению к внутрироссийской межотраслевой конкуренции.

Система АПК во всех товарообменных операциях от машин и удобрений до нефтепродуктов и электроэнергетики поставлена в условия нарастающего диспаритета цен, неравноправных отношений. Приведу лишь один пример. РАО “ЕЭС” успешно торгует с нами “воздухом”, получая деньги за право подключения к энергосетям. Причем какие деньги. С ЗАО “Пулковский” по данным его президента, присутствующего в этом зале, за подключение свинокомплекса, к введенным в прежние времена и ныне не задейственным мощностям запросили 1,7 млн.долларов в Тосненском районе и миллионы долларов на другом объекте в Новгородской области. Может быть, тогда и нам хотя бы с работников этой отрасли получать деньги за право подключения к продовольственной сети и доступа в магазины, а уже только после этого продавать им продукты питания. Ведь проблем стратегического развития отрасли у нас ничуть не меньше, чем у энергетиков.

Позвольте заверить участников совещания, что при создании государством равных конкурентных условий работы нашего АПК, подготовленные нами кадры будут способны решить весь комплекс проблем, связанных с ландшафтно-усадебным заселением и инновационным развитием сельских поселений.