Островитянин

Остров – это не только часть
суши, окруженная водой,
но и плодородное место
среди бесплодного.

В тот день по телевидению показали церемонию награждения Петра Мамонова призом за лучшую главную роль (в фильме «Остров»). После вручения приза он сказал, что, во-первых, хочет поблагодарить Бога, за то, что Он позволил снять этот фильм; во-вторых, хочет поблагодарить простой народ, который его кормит и одевает; в-третьих, хочет поблагодарить всех за вручение ему приза. В зале наступила тишина. Затем, как будто опомнившись от замешательства, все зааплодировали.

Так получилось, что через час – полтора у меня появилась возможность посмотреть этот фильм.

Эмоциональная составляющая картины оказалась очень мощная: авторы в меру своего понимания стремились изобразить человека, достигшего через веру человечности, но у них не всё получилось в силу того, что не сумели они до конца ответить на вопрос: «А какая она, эта человечность»?

Ключевые моменты фильма:

  • расстрел Анатолием своего товарища Тихона;
  • отказ послушника Анатолия жить рядом с игуменом;
  • сцена исцеления мальчика;
  • изгнание бесов из игумена;
  • сцена службы в церкви монастыря;
  • встреча со считавшимся погибшим Тихоном.

Есть мнение, что фильм «Остров» призывает в лоно Церкви, которая открыта всем страждущим и готова предоставить покой и исцеление от недугов. Как безропотны и добры братья-монахи, а великодушный настоятель монастыря готов простить любые шалости. Воистину – остров благодати! Не случайно Патриарх Московский и Всея Руси столь благосклонно отозвался о данном фильме, что его показ не грешил рекламными паузами!

Это – на первый взгляд!

В действительности фильм высмеивает и духовенство, и никчёмную обрядность Церкви, показывает пустоту и бесплодие схимнической жизни. Обратим внимание на то, что:

  1. Во время службы в монастырской церкви, послушник Анатолий молится «перпендикулярно» иконостасу. У него свои молитвы, свой диалог с Богом. Братья пытаются поворачивать его к иконостасу, а он снова отворачивается.
  2. В ходе исцеления больных отец Анатолий иногда использует икону, но не потому, что испытывает потребность в этом или стремится соблюсти обрядность, а лишь потому, чтобы пришедшие «в святое место» не беспокоились об отсутствии соответствующих «аксессуаров».
  3. Изгнание бесов отец Анатолий производит исключительно молитвой с использованием обыкновенной алюминиевой кружки, которой он их и накрывает. Заметим: ни крестов, ни кадил, ни святой воды, ни икон мы при этом не видим.
  4. А тех, кто сильно усердствует в вовлечении послушника Анатолия в ритуал церковно-монастырской жизни, он мягко «лечит». Лучше других понимая, что святое писание не совсем святое, он посмеивается над теми, кто его почитает.
  5. Аскеза отца Анатолия неподдельна, как бы кто (видимо, судя по себе) ни старался уличить его в лицемерии.
  6. Да, в силу ряда обстоятельств (включая сильную контузию) он как бы снова родился, не по своей воле оказался на острове, где находится монастырь. Исцеляемым он рекомендует зайти в церковь и причастится лишь затем, чтобы как-то отблагодарить «администрацию» монастыря, монахи которого спасли ему жизнь и стали его семьёй.
  7. Короче, отец Анатолий своими выходками не вписывается во многие церковные и монастырские каноны, поэтому его и называют «проказником».

Где во всём этом церковный пиар? Духовные иерархи антирекламы Церкви либо не заметили, либо по привычке посчитали нас, зрителей, за простаков!

Теперь о символике.

Послушник Анатолий живёт в котельной, рядом с всегда открытой топкой, в которой не затухает пламя. Это – Адское пламя его мучительного раскаяния и очищения при жизни.

Печь он топит каменным углем, который берёт на полузатопленной много лет назад барже. Камень – на латинском языке – Пётр. Именно апостол Пётр традиционно считается основателем Католической Церкви. За многие годы уголь так слежался, что его приходится ОТБИВАТЬ КИРКОЙ. Получается, что отец Анатолий пережигает древнюю веру в Адском пламени, не давая тем самым замерзнуть братьям-монахам.

Символичен и пожар, происшедший в келье настоятеля, который приводит последнего к послушнику Анатолию в котельную на ночлег. У настоятеля сапоги, подаренные ему во время поездки в Грецию, и одеяло. Анатолий устраивает представление с изгнанием бесов, в ходе которого сжигает и сапоги, и одеяло. Поступок символичен тем, что Греция в своё время была частью Византийской империи, откуда на Русь пришло христианство и покрыло её словно одеялом. А введение на Руси греческого канона богослужения привело к расколу русского общества и смуте.

Нелишне отметить, что только состоявшийся человеком имеет дар предвидения. Эту способность отец Анатолий неоднократно подтверждает в ходе фильма. Только состоявшийся человеком может спокойно относиться к смерти, понимая, что конец существованию на земном плане не является концом жизни вообще. А какое отношение имеет к этому Церковь?

Есть и ещё кое-что. Фильм начинается с событий, происшедших в 1942 году, а заканчивается событиями 1976 года. Разница – 34 года. Иисус начал проповедовать в 33. Сколько ему было, когда его не стало?

Конечно, фильм полон христианской символики, да и в молитвах отца Анатолия слова знакомые. Важно, однако, не это!

Мы видим, что исцеляет не молитва с крестом, а сила, даваемая тому, кто имеет истинную веру Богу, которому не нужны церковные ритуалы и хоругви.

В фильме страждущие идут вовсе не в церковь, они идут к старцу Анатолию, перед которым заискивает даже игумен, признавая тем самым, что истинная вера и сила не в Церкви, но в сердце человеческом.